Сибирские огни, 1963, № 11

нить поиск морского прохода Северным океаном в Камчатку и далее». А в 1915 году архангельцы торжественно встречали ледокольные суда «Тай­ мыр» и «Вайгач», завершившие первый в истории сквозной рейс Северным мор­ ским путем в западном направлении (из Владивостока в Архангельск). Особенно взволновала моего друга история трагического плавания лейтенан­ та Седова к Северному полюсу на паровом судне «Святой Фока». Экспедиция, о которой реакционная газета «Голос Руси» писала: «Морской министр выска­ зывает тот совершенно справедливый взгляд, что России не нужен Северный по­ люс. Если же являются люди, желающие разыгрывать из себя героев Жюль- Верна, то это их частное дело». ...Но всему бывает конец. В том числе и вынужденному безделью. В начале августа, с опозданием больше чем на месяц, мы со всем своим имуществом и де­ сятком разнокалиберных собак погрузились на «Аркос». По традиции старых моряков, я достал серебряную монету и бросил ее в кру­ тую волну, поднятую судном. Счастливого плавания! На борту „Аркоса“ Густо-зеленые волны, приземистый берег. «Аркос» входит в пролив Югор­ ский Шар. Я с волнением вглядываюсь в темную полоску земли, откуда ветер доносит приветственный салют из винтовок зимовщиков. Югорский Шар уже давно вписан в историю освоения Арктики. Отважные поморы еще в XV столетии «бежали парусом» к западному берегу Ямала, оттуда волоком перебирались в устье Оби. Приветственный гудок. Скрежет якорной цепи. «Аркос» останавливается у полярной станции Югорского Шара —- старейшей русской станции, основанной еще до первой мировой войны. Покончив со сменой зимовщиков, пароход направился к следующей поляр­ ной станции — на острове Вайгач. Это тоже одна из старейших станций страны, и нам захотелось осмотреть ее поближе, тем более, что «Аркос» остановился на рейде далеко от берега. Мы спустили на воду свою моторку, и скоро высадились на низкий пустын­ ный берег, щедро усеянный спелой морошкой. Осмотрелись, размялись. Погода стояла довольно теплая и тихая. Но Арктика не замедлила напомнить о себе. Не успели мы, заслышав па­ роходный гудок, отвалить от берега, как на море стремительно опустилась пелена густого тумана. Еще немного, и пароход, а затем и берег скрылись из виду. Первое время по инерции шли вперед, но вскоре выключили мотор. Идя наобум, мы рисковали оказаться в открытом море. Пробовали кричать, но звуки моментально гасли в плотном тумане. Прошло около часа мучительного ожидания, прежде чем на пароходе дога­ дались давать тревожные гудки. Только тогда мы снова завели мотор. Отсюда мы пошли на Север, к полярной станции, расположенной в проливе Маточкин Шар. Показалась Новая Земля. Я достаю бинокль и всматриваюсь в низкий юго- западный берег, именуемый Гусиной Землей. Это наиболее населенная часть острова. Здесь имеется даже островной совет, председателем которого неизменно избирался самобытный художник, известный далеко за пределами острова, ненец Тыко Вылка. Именно сюда еще в 1893 году, соблазнившись богатым промыслом, из устья Печоры переселились первые русские люди: Яков Запасов и Василий Кириллов. Мы идем «столбовой дорогой» многих экспедиций. Здесь издревле промыш­ ляли русские поморы. Это они, безвестные труженики моря, открыли Новую -Землю, дав ей первоначально наименование Матка.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2