Сибирские огни, 1963, № 11
ботинками складов, подгонял товарищей. Но сам в глубине души был доволен: то, что мы получили здесь, не шло ни в какое сравнение с тем, что имелось на прежней зимовке. Нам даже удалось купить у частника моторную лодку. Однако радоваться было рано: начались совершенно неожиданные задержки. Во-первых, в Архангельск прибыл И. Д. Папанин, назначенный начальником экспедиции на Землю Франца-Иосифа. На ледокольном пароходе «Русанов» он должен был забросить на остров Рудольфа — исходную базу при полете на Се верный полюс — зимовщиков, жилые дома, тракторы, запас авиационного бен зина, продовольствие... И вот, пока ледокол снаряжался, заниматься с нами на складах было некому. Во-вторых, пароход «Аркос», который предназначался для переброски зи мовщиков, внезапно отправился в дополнительный рейс, на Новую Землю. И потянулись один за другим самые тяжелые дни нашего пребывания н-а материке. Мы с Алешей чаще всего уходили на берег Двины, купались, загорали на горячем песке. Мой спутник, не умевший долго молчать, почти сейчас же затевал разговор: — Ну и дурика, — удивился он. — Сколько народу собралось, и никто ни чего не делает. А жалованье платят всем! Потом, без всякой связи, переходил на другую тему: — Интересно здесь люди живут! Ты смотри-ка, ночи-то совсем нет, по ули цам ходят до утра, на пристанях и пароходах работают не переставая... И когда они только спят? А зимой, говорят, тут и днем ночь стоит. Вот когда, наверное, отсыпаются!.. Я лежу на песке и слушаю болтовню Алеши, пляж густо усеян купальщи ками. Признаться, я не ожидал, что в Северной Двиие можно купаться с таким удовольствием и загорать под палящими лучами солнца. А Алеша продолжает: — Вчера вечером кореш меня позвал сходить на пристань. Ночь светлая, как и день, тепло, народ ходит. Как раз в это время к пристани причалил пароход. Надо разгружать, а некому. Стали набирать желающих. Пошли и мы с корешом. Катали бочки с рыбой. К утру выгрузили трюм, сразу нам и деньги отдали. За одну ночь заработали столько, что в Воронеже не заработаешь и за неделю топором. Помолчав, он качает головой и улыбается: — Ох, и дурика. Здесь на каждом шагу дурика. На пароходе я познакомился с одним товарищем, с Олимпычем. Хороший человек. Показал он мне весь паро ход. Были в кают-компании, в красном уголке, опускались в машинное отделе ние. Чисто. Оставлял меня завтракать, но я ушел. Больше всего Алеша боялся, как бы нам не опоздать к началу перелета на полюс. — Не беспокойся, — успокаивал я, — без нас не полетят. Посещали мы и порт, где я знакомил Алешу с далеким прошлым старин ного русского города, который с первых же лет своего существования — с конца XVI века и до основания Петербурга, был единственным морским портом рус ского государства. Кого только не видели суровые берега Двинского залива! Ка кие суда не покачивались на крутой волне Архангельского рейда! Приплывали сюда, в устье Северной Двины, и английские корабли, и голландские, и датские, и норвежские суда... Именно отсюда отплыли неизвестные русские открыватели, нашедшие около 1620 года морской проход к северу от полуострова Таймыр. Отсюда же через сто с лишним лет — в 1734 году — вышли два плоскодонных коча первого от ряда Великой северной экспедиции, предназначенной «для подлинного известия, имеется ли проход Северным морем». Провожал Архангельск на далекий Север и созданную по инициативе Ломоносова в 1765 году секретную правительствен ную экспедицию под командованием капитана Чичагова, которой вменялось «учи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2