Сибирские огни, 1963, № 11

— Благодарю... Но мне очень хотелось бы узнать, что представляет собой станция в заливе Благополучия. Мой собеседник, очевидно, понял, в чем дело. — Станция, безусловно, интересная. Создается она на трассе Архангельск— Северный полюс для обслуживания воздушной экспедиции Отто Юльевича Шмид­ та. Дело ответственное. Но сама станция вроде Кигиляха: штат немногим больше вашего — шесть человек, и жилье пока еще не построено. Впрочем,—усмехнул­ ся он,— кое-какой опыт в этом отношении у тебя есть. — Значит, можно изменить назначение? — Лично я возражать не буду, но нужно согласие Отто Юльевича. ...Разговор со Шмидтом закончился приказом о моем назначении начальни­ ком полярной станции в заливе Благополучия. Последние дни на Большой земле Договорившись обо всем, я попросил Савельева подобрать мне штат, а сам выехал в Воронеж завершить сборы и найти там весьма немаловажную фигуру зи­ мовки — каюра. Формально каюр — погонщик собак, а по существу — помощник начальника станции по хозяйственной части. Собственно говоря, кандидатура у меня была уже намечена — плотник наше­ го 'завода Илья Тихонович Колосов, которого все охотники города звали почему-то Алешей. Я знал его не только как отличного плотника, мастера на все руки, но и как страстного охотника, большого любителя и знатока собак. К тому же Алеша был превосходным рассказчиком, а умелый рассказчик в долгую полярную ночь— просто находка. Слух о том, что я приехал «сватать» Алешу для поездки в Арктику, уже прошел по цеху. После смены мы садимся прямо у рабочего места на верстаки и тарные ящики. Сюда подходят наши товарищи: начальник малярного цеха Сма- гунов, два друга-маляра Улещенко и Запащенко, слесарь-оружейник и страст­ ный охотник Колодкин, технорук Дунаев... Словом, вокруг нас собралось поря­ дочно народа. » Достают кисеты, закуривают. Алеша не спешит с разговором, он старается, прежде чем решить, узнать мнение своих товарищей. Я рассказываю обступив­ шим меня людям о первых попытках прорваться к Северному полюсу, об адми­ рале Макарове, о шведской экспедиции Соломона Андре, вспоминаю Руаля Амундсена, Нобиле, говорю, что вот и наши собираются «махнуть» на полюс... — А наши зачем летят к полюсу? — спросил Дунаев. — Попасть нам туда нужно. Сколько богатств обнаружено на Севере! Но, чтобы поднять их, надо освоить северный морской путь, а мы не знаем ни зако­ нов движения воздушных масс, ни закона дрейфа льдов, ни обмена вод между Атлантическим и Тихим океанами. Эти законы можно установить только на Се­ верном полюсе и, только изучив их, можно наладить регулярное плавание север­ ным морским путем. — Да, дело стоящее, — задумчиво произнес Дунаев. — А садиться на лед не опасно? — Как сказать. Несмотря на то, что для экспедиции построены специальные четырехмоторные воздушные корабли и на трассе полета возводятся для обслу­ живания полярные станции, риск есть даже в полете. Что касается посадки, то мнения существуют разные. Один из лучших знатоков Арктики—норвежский профессор Харальд Свердруп писал, что о посадке самолетов на лед в Арктике не может быть и речи. Но Амундсен опустился и поднялся на своем самолете. Правда, им пришлось для этого поработать двадцать четыре дня. Зато при спасе­ нии итальянцев из экспедиции Нобиле наш летчик Бабушкин садился и взлетал с дрейфующих льдов пятнадцать раз. Одним словом, кое-какой опыт в этом деле наши летчики имеют.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2