Сибирские огни, 1963, № 9

из пьесы Николая Погодина «Мой друг», инженер Телегин из трилогии Алексея Толстого «Хождение по мукам», подпольщики-комсомольцы из романа Александра Фадеева «Молодая гвардия» и еще десятки, сотни образов — лучших друзей, муд­ рых учителей, верных товарищей и спутников по жизни, испытанных временем и невзгодами — вот тот неоценимый вклад писателей в дело построения комму­ низма. Июньский Пленум ЦК КПСС по вопросам идеологии рассмотрел и обсудил все аспекты идейно-воспитательной работы, обратил внимание на те попытки идео­ логической диверсии, которую хотели осуществить у нас пропагандисты идеологии буржуазного Запада. Оболгать, очернить, измазать дегтем советскую действитель­ ность и сделать это руками советских же писателей, — вот чего хотели наши вра­ ги. Партия разоблачила тех, кто поддался на удочку из-за рубежа, тех воинствую­ щих злопыхателей-дегтемазов, кто в своей политической слепоте и невежестве хотел помешать нам строить коммунизм, кто на все лады мусолил теорийку борь­ бы поколений, кто искал вдохновения на задворках жизни, кто изобрел словечко «лакировщики», должное, по мнению авторов его, унизить писателей, которые вер­ но и преданно служат делу партии. В руководстве литературой Коммунистическая партия решительно выступает против чуждых и враждебных нам тенденций, и это находит самый горячий отклик в сердцах писателей, преданных делу партии. Коммунистическая партия боролась и впредь будет вести борьбу на два фрон­ та — и против формалистических выкрутасов, под какими бы «новациями» их ни пытались протаскивать в литературу, и против серости, ремесленничества, кото­ рые только принижают искусство литературы, и справедливо осуждаются читате­ лями. И это очень хорошо должны понять те писатели, кто еще надеется, что соз­ давая серенькие, без настоящего творческого вдохновения произведения, они все же заслужат признание у народа. Таким писателям надо поскорее избавляться от этого пагубного, вредного заблуждения. Одна из важнейших задач писателей — это создание произведений, в которых бы с большой силой и яркостью был показан гуманизм нашего общества, его че­ ловеколюбивое стремление к упрочению мира во всем мире. Наш советский гума­ низм ничего общего не имеет ни с проповедями пацифизма, ни с теми чуждыми марксизму-ленинизму взглядами китайских товарищей, которые собираются стро­ ить «счастливое будущее» на пепле сотен миллионов людей, на развалинах и об­ ломках мира, уничтоженного в пламени термоядерной войны. Словами, полными любви и уважения, товарищ Н. С. Хрущев говорил о за­ слуге, советских писателей и вновь напомнил о нашем долге помочь партии нравст­ венно подготовить всех трудящихся к переходу к более высоким человеческим от­ ношениям, к переходу в коммунизм. Никогда за всю историю человечества, за всю историю литературы перед пи­ сателями не ставилась такая ясная определенная и благородная задача. И можно сказать, что ни одна общественная формация, ни одна страна не могла возложить на плечи писателей значительную долю общегосударственного труда, потому что никогда прежде работа людей, занятых созданием духовных ценностей, не рассмат­ ривалась как что-то решающее в масштабе деятельности государства. Да, писателей ценили и прежде, случалось, признавали за ними положение властителей дум, но никогда не поднимали до столь высокого уровня значение их труда, как это делается у нас, в социалистическом обществе, строящем комму­ низм. Это наша писательская гордость и наши крылья в творчестве. Выражая мысли и чувства всех писателей, секретариат Союза писателей РСФСР в своем постановлении записал: «Наше художественное творчество по самой сути своей — партийное творче­ ство. В нем — живой ленинский дух, горячее сердце, любовь и ненависть. Все наши книги, пьесы, кинофильмы должны активно помогать воспитанию нового человека — строителя коммунизма. Наши книги, пьесы, кинофильмы — на воспитание любви и уважения к тру­ ду. Читателям и зрителям — произведения, оберегающие моральную чистоту че­ ловека, развивающие высокие эстетические вкусы, прививающие дух коллекти­ визма. Наши книги, пьесы, кинофильмы — на беспощадную войну с пороками и те­ невыми сторонами жизни. Наши книги, пьесы, кинофильмы — в наступление против буржуазной идео­ логии, в бой за коммунистические отношения между людьми». Коммунистическая идеология — основа нашей литературы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2