Сибирские огни, 1963, № 9

искренностью стихи о любви. Уже одно это дает книге высокую оценку, говорит о большом и уверенном шаге поэтессы вперед. И все же главным признаком возмужания автора нужно признать дру­ гое. Это «другое» — удивительно цель­ ное, органичное сочетание глубины во взгляде на жизнь с искренностью чув­ ства. Впрочем, термины эти приблизи­ тельны. Счастливое соединение этих двух качеств, друг другу, конечно, не противоречащих, лучше всего увидеть при непосредственном знакомстве со стихотворением. Проклинали войну. Хоронили бойцов. Но едва ли Понимали в двенадцать девчоночьих лет До конца: Это наших мужчин, Это наших мужей убивали. Это в наших стреляли детей, В материнские наши сердца. Произведение это из тех, которые принято называть «гражданским». Оно .действительно гражданственно, откры­ то, даже подчеркнуто публицистично и •вместе с тем — очень «личное». Нужно настолько сильно «пропустить через ■сердце» мысль о бесчеловечности вой­ ны, об огромной ее тяжести, которая рикошетом падает и на поколение, вой­ ну в общем-то не заставшее, чтобы сти­ хотворение получило у читателя такой прямой, заставляющий вздрогнуть от­ звук: Да, мы вдовы Отважных ребят, Не успевших жениться. На могильных камнях Наших суженых имена. Кто посмеет забыть Наши горькие, гневные лица?! Наше детство... Тяжелая взрослая участь. Война. Правда, в последних строках накал стихотворения несколько ослабевает. Не хотелось, чтобы «подтекст» стихотворе­ ния «обнажался» повествованием и кон­ статацией. Но в целом оно надолго вре­ зается в память. «Пропущенность через сердце» самое главное впечатление, которое остается от сборника Риммы Казаковой. Ни ма­ лейшего оттенка менторства, назида­ тельности, холодной рассудочности нет в ее стихах. Она показывает, на что спо­ собен человек, если он открывает душу зовущему ветру эпохи: Ведь это ты по камню, по мазку Собрал, сложил и расписал Москву. Ведь это ты в калужском захолустье Чертил ракету трепетной рукой. Стрелял в царей. Бунтарил. Был рекой, Которая весной ломает устье. Орудовал и кистенем и кистью. Был сам себе дорогой и судьбой. Теперь поди попробуй, отрекись ты От права быть всегда самим собой! Для того, чтобы так сказать о челове­ ке, нужен и художественный вкус, и такт, и умение видеть человека во всем огромном потенциале его сил и возмож­ ностей. Герой стихов Р. Казаковой—наш современник, человек, не только прини­ мающий близко к сердцу все тревоги и радости своего-народа, но и умеющий зрело ответить на трудные и сложные вопросы времени. Характер его очень бо­ гат, и сейчас мне хочется выделить толь­ ко два качества, на первый взгляд, про­ тиворечащих друг другу: щедрость и тре­ бовательность. Умение щедро и бескоры­ стно поделиться с человеком своим ду­ шевным теплом — и в то же время •— принципиальность, строгость, рожденная негодованием на все мелкое и ничтожное в человеке. И требовательность эта ни­ когда не прорывается в виде прямых уп­ реков, хотя в некоторых стихах от них, казалось бы, и нельзя воздержаться. Велик был соблазн у «человека из про­ винции» объяснить при расставании: ты жалеешь меня, а я сам испытываю к тебе жалость, хорошо понимая тщетность тво­ их стараний ошеломить меня и собствен­ ной машиной и близким знакомством со знаменитостями. Но внутренняя боль за товарища рождает чувство более силь­ ное, чем одно осуждение: Он помашет Москве, А тебе на прощанье Улыбнется Светло, Дружелюбно, — Прощая... А рядом с такой взыскательностью — щедрость. Ее, наверное, даже не следует «подтверждать» какими-либо выписками: почти в каждом стихотворении мы встре­ чаемся с искренней, незамедлительной готовностью разделить чужое горе, дове­ рить свою радость. Внимательно и снача­ ла попросту участливо наблюдает поэтес­ са за происшедшим в жизни случаем: Женщина боялась одиночества. И она решалась наконец. Даже не придумывала отчества: Хоть и незаконный, но — отец. Пеленала, утешала, нянчила, На соседок не бросая в ночь. Счастье было смутно и обманчиво, А теперь оно живое: дочь. Симпатии поэтессы к женщине вполне очевидны, и стихотворение вполне могло бы закончиться такой радостной карти­ ной:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2