Сибирские огни, 1963, № 9
искренностью стихи о любви. Уже одно это дает книге высокую оценку, говорит о большом и уверенном шаге поэтессы вперед. И все же главным признаком возмужания автора нужно признать дру гое. Это «другое» — удивительно цель ное, органичное сочетание глубины во взгляде на жизнь с искренностью чув ства. Впрочем, термины эти приблизи тельны. Счастливое соединение этих двух качеств, друг другу, конечно, не противоречащих, лучше всего увидеть при непосредственном знакомстве со стихотворением. Проклинали войну. Хоронили бойцов. Но едва ли Понимали в двенадцать девчоночьих лет До конца: Это наших мужчин, Это наших мужей убивали. Это в наших стреляли детей, В материнские наши сердца. Произведение это из тех, которые принято называть «гражданским». Оно .действительно гражданственно, откры то, даже подчеркнуто публицистично и •вместе с тем — очень «личное». Нужно настолько сильно «пропустить через ■сердце» мысль о бесчеловечности вой ны, об огромной ее тяжести, которая рикошетом падает и на поколение, вой ну в общем-то не заставшее, чтобы сти хотворение получило у читателя такой прямой, заставляющий вздрогнуть от звук: Да, мы вдовы Отважных ребят, Не успевших жениться. На могильных камнях Наших суженых имена. Кто посмеет забыть Наши горькие, гневные лица?! Наше детство... Тяжелая взрослая участь. Война. Правда, в последних строках накал стихотворения несколько ослабевает. Не хотелось, чтобы «подтекст» стихотворе ния «обнажался» повествованием и кон статацией. Но в целом оно надолго вре зается в память. «Пропущенность через сердце» самое главное впечатление, которое остается от сборника Риммы Казаковой. Ни ма лейшего оттенка менторства, назида тельности, холодной рассудочности нет в ее стихах. Она показывает, на что спо собен человек, если он открывает душу зовущему ветру эпохи: Ведь это ты по камню, по мазку Собрал, сложил и расписал Москву. Ведь это ты в калужском захолустье Чертил ракету трепетной рукой. Стрелял в царей. Бунтарил. Был рекой, Которая весной ломает устье. Орудовал и кистенем и кистью. Был сам себе дорогой и судьбой. Теперь поди попробуй, отрекись ты От права быть всегда самим собой! Для того, чтобы так сказать о челове ке, нужен и художественный вкус, и такт, и умение видеть человека во всем огромном потенциале его сил и возмож ностей. Герой стихов Р. Казаковой—наш современник, человек, не только прини мающий близко к сердцу все тревоги и радости своего-народа, но и умеющий зрело ответить на трудные и сложные вопросы времени. Характер его очень бо гат, и сейчас мне хочется выделить толь ко два качества, на первый взгляд, про тиворечащих друг другу: щедрость и тре бовательность. Умение щедро и бескоры стно поделиться с человеком своим ду шевным теплом — и в то же время •— принципиальность, строгость, рожденная негодованием на все мелкое и ничтожное в человеке. И требовательность эта ни когда не прорывается в виде прямых уп реков, хотя в некоторых стихах от них, казалось бы, и нельзя воздержаться. Велик был соблазн у «человека из про винции» объяснить при расставании: ты жалеешь меня, а я сам испытываю к тебе жалость, хорошо понимая тщетность тво их стараний ошеломить меня и собствен ной машиной и близким знакомством со знаменитостями. Но внутренняя боль за товарища рождает чувство более силь ное, чем одно осуждение: Он помашет Москве, А тебе на прощанье Улыбнется Светло, Дружелюбно, — Прощая... А рядом с такой взыскательностью — щедрость. Ее, наверное, даже не следует «подтверждать» какими-либо выписками: почти в каждом стихотворении мы встре чаемся с искренней, незамедлительной готовностью разделить чужое горе, дове рить свою радость. Внимательно и снача ла попросту участливо наблюдает поэтес са за происшедшим в жизни случаем: Женщина боялась одиночества. И она решалась наконец. Даже не придумывала отчества: Хоть и незаконный, но — отец. Пеленала, утешала, нянчила, На соседок не бросая в ночь. Счастье было смутно и обманчиво, А теперь оно живое: дочь. Симпатии поэтессы к женщине вполне очевидны, и стихотворение вполне могло бы закончиться такой радостной карти ной:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2