Сибирские огни, 1963, № 9

се не отход от правды жизни, а особый подход к ней. В книге И. Калиновского мы встреча­ емся с Джонотаном Тейдом — крупным промышленным богачом, которого арес­ товали, заключили в тюрьму и, наконец, судили его же механические люди-робо­ ты («Кибернетическая трагедия»). Электрическая кобыла «Электра», по внешнему виду ничем не отличающаяся от обыкновенной лошади, неизменная по­ бедительница больших скачек, как-то не­ ожиданно вышла из строя — у нее рас­ строилась регулировка, и она вместе со своим хозяином и изобретателем Джо ум­ чалась, как вихрь, в неизвестность, («Ко­ ролева большого дерби»). Как видим, в рассказах И. Калинов­ ского возникают такие ситуации, какие в действительности не могут быть, но при всем том американский миллионер м-р У. Смит, пресвитерианский священ­ ник X. Фокс, генерал X. Линч, продаж­ ный писака корреспондент газеты «Бед­ лам Рипорт» Майкл Блеф («Космическая миссия м-ра Смита»), мелкий жулик Стив Баркер, которому не повезло, и крупный жулик Кипл, которому повезло («Фонтан Хиднея»), предстают перед на­ ми не условными схемами, не бесплотны­ ми, лишенными индивидуальности теня­ ми. Именно благодаря необычной обста­ новке, в которой эти лица выступают, их помыслы и побуждения становятся для нас и реальными и ясными. Здесь есть одна тонкость, о которой следует сказать отдельно. Попадая в «экспериментальную», фантастически не­ обычную среду, созданную .воображени­ ем писателя-сатирика, персонажи его (мы имеем сейчас в виду прежде всего отри­ цательные персонажи) сначала кажутся читателю полемически преувеличенными, карикатурными. Так оно, собственно, и есть. Но потом читатель словно бы спо­ хватывается и начинает припоминать: ведь точно такие же формулировки, изумляющие своей цинической неправдо­ подобностью, на самом деле произноси­ лись видными деятелями капиталистиче­ ских стран. Персонажи памфлетных про­ изведений в самых резких своих гротес­ ковых проявлениях имеют вполне реаль­ ных двойников. Таким образом, фантастика под пером писателя-сатирика выступает как изобра­ зительное средство, расшифровывающее чудовищное извращение человеческого мышления в собственническом, хищниче­ ском обществе. Конечно, прием этот от­ крыт не И. Калиновским, но он хорошо им воспользовался. Необходимо отметить еще одну особен­ ность рассказов И. Калиновского и свя­ занную с ней художественную задачу, которую писатель пробует разрешить в рассказе «Перевоплощение Ральфа Дил­ лона». В памфлетной литературе сплошь и рядом красочно выписаны отрицатель­ ные персонажи, но образ положительно­ го героя, по существу, отсутствует. Это понятно. Художнику трудно поставить рядом и заставить' взаимодействовать ка­ рикатурных уродов и настоящих людей с большой человеческой душой, для изоб­ ражения которых требуются совсем иные краски. В действительности, однако, та­ кое взаимодействие происходит постоян­ но. В результате удивительной операции — пересадки мозга — попавший1в авто­ мобильную катастрофу крупный финан­ сист Ральф Диллон остается жив, но в голове его «живет» мозг упавшего с ле­ сов и погибшего рабочего Самуэля Хар­ та. Конечно, ход не нов. Вспомним хотя бы «Голову профессора Доуэля» В. Бе­ ляева. Однако обстоятельство это ни­ сколько не нарушает оригинальности и самостоятельности рассказа. Сатириче­ ский рассказ редко обходится без фантас­ тики, занимающей большое место и в других литературных жанрах. В сатири­ ческом произведении роль у нее особая и заключается она не столько в предвиде­ нии будущего, сколько в раскрытии и разоблачении настоящего. И. Калинов­ ский ведет большой морально-этический спор, показывая внутреннее ничтожество капиталиста и красоту рабочего чело­ века. Именно этот спор о нравственной чис­ тоте, о человечности, о том, как Ральф Диллон как бы посмотрел на себя со сто­ роны и убедился не только в собственном ничтожестве, но и в ничтожестве класса, к которому он принадлежал, и определя­ ет ход сюжета. Вокруг него завязывает­ ся основная борьба интересов. В отноше­ нии к Ральфу Диллону выявляется под­ линная суть остальных персонажей, вы­ веденных писателем. Оценивая положительно работу И. Ка­ линовского в жанре фантастико-сати­ рического рассказа, отмечая ее талант­ ливость и актуальность, хотелось бы по­ желать автору «Королевы большого дер­ би» больше искать себя в изображении положительных героев. В. Г е й д е к о С Т Р О Г О С Т Ь И Д О Б Р О Т А В новой, книге Риммы Казаковой есть стихи, свежо и неожиданно раскрывающие осознание своего долга перед Родиной, полноту счастья жить на земле1. Есть добрые, проникнутые I Р. К а з а к о в а . Стихи. М., «Советская Рос­ сия», 1962.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2