Сибирские огни, 1963, № 9
се не отход от правды жизни, а особый подход к ней. В книге И. Калиновского мы встреча емся с Джонотаном Тейдом — крупным промышленным богачом, которого арес товали, заключили в тюрьму и, наконец, судили его же механические люди-робо ты («Кибернетическая трагедия»). Электрическая кобыла «Электра», по внешнему виду ничем не отличающаяся от обыкновенной лошади, неизменная по бедительница больших скачек, как-то не ожиданно вышла из строя — у нее рас строилась регулировка, и она вместе со своим хозяином и изобретателем Джо ум чалась, как вихрь, в неизвестность, («Ко ролева большого дерби»). Как видим, в рассказах И. Калинов ского возникают такие ситуации, какие в действительности не могут быть, но при всем том американский миллионер м-р У. Смит, пресвитерианский священ ник X. Фокс, генерал X. Линч, продаж ный писака корреспондент газеты «Бед лам Рипорт» Майкл Блеф («Космическая миссия м-ра Смита»), мелкий жулик Стив Баркер, которому не повезло, и крупный жулик Кипл, которому повезло («Фонтан Хиднея»), предстают перед на ми не условными схемами, не бесплотны ми, лишенными индивидуальности теня ми. Именно благодаря необычной обста новке, в которой эти лица выступают, их помыслы и побуждения становятся для нас и реальными и ясными. Здесь есть одна тонкость, о которой следует сказать отдельно. Попадая в «экспериментальную», фантастически не обычную среду, созданную .воображени ем писателя-сатирика, персонажи его (мы имеем сейчас в виду прежде всего отри цательные персонажи) сначала кажутся читателю полемически преувеличенными, карикатурными. Так оно, собственно, и есть. Но потом читатель словно бы спо хватывается и начинает припоминать: ведь точно такие же формулировки, изумляющие своей цинической неправдо подобностью, на самом деле произноси лись видными деятелями капиталистиче ских стран. Персонажи памфлетных про изведений в самых резких своих гротес ковых проявлениях имеют вполне реаль ных двойников. Таким образом, фантастика под пером писателя-сатирика выступает как изобра зительное средство, расшифровывающее чудовищное извращение человеческого мышления в собственническом, хищниче ском обществе. Конечно, прием этот от крыт не И. Калиновским, но он хорошо им воспользовался. Необходимо отметить еще одну особен ность рассказов И. Калиновского и свя занную с ней художественную задачу, которую писатель пробует разрешить в рассказе «Перевоплощение Ральфа Дил лона». В памфлетной литературе сплошь и рядом красочно выписаны отрицатель ные персонажи, но образ положительно го героя, по существу, отсутствует. Это понятно. Художнику трудно поставить рядом и заставить' взаимодействовать ка рикатурных уродов и настоящих людей с большой человеческой душой, для изоб ражения которых требуются совсем иные краски. В действительности, однако, та кое взаимодействие происходит постоян но. В результате удивительной операции — пересадки мозга — попавший1в авто мобильную катастрофу крупный финан сист Ральф Диллон остается жив, но в голове его «живет» мозг упавшего с ле сов и погибшего рабочего Самуэля Хар та. Конечно, ход не нов. Вспомним хотя бы «Голову профессора Доуэля» В. Бе ляева. Однако обстоятельство это ни сколько не нарушает оригинальности и самостоятельности рассказа. Сатириче ский рассказ редко обходится без фантас тики, занимающей большое место и в других литературных жанрах. В сатири ческом произведении роль у нее особая и заключается она не столько в предвиде нии будущего, сколько в раскрытии и разоблачении настоящего. И. Калинов ский ведет большой морально-этический спор, показывая внутреннее ничтожество капиталиста и красоту рабочего чело века. Именно этот спор о нравственной чис тоте, о человечности, о том, как Ральф Диллон как бы посмотрел на себя со сто роны и убедился не только в собственном ничтожестве, но и в ничтожестве класса, к которому он принадлежал, и определя ет ход сюжета. Вокруг него завязывает ся основная борьба интересов. В отноше нии к Ральфу Диллону выявляется под линная суть остальных персонажей, вы веденных писателем. Оценивая положительно работу И. Ка линовского в жанре фантастико-сати рического рассказа, отмечая ее талант ливость и актуальность, хотелось бы по желать автору «Королевы большого дер би» больше искать себя в изображении положительных героев. В. Г е й д е к о С Т Р О Г О С Т Ь И Д О Б Р О Т А В новой, книге Риммы Казаковой есть стихи, свежо и неожиданно раскрывающие осознание своего долга перед Родиной, полноту счастья жить на земле1. Есть добрые, проникнутые I Р. К а з а к о в а . Стихи. М., «Советская Рос сия», 1962.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2