Сибирские огни, 1963, № 9

лов, Осокин, Воронин. И вовсе не слу­ чайно Завьялов и Оля, чистые, откры­ тые и обаятельные, полюбили друг друга» и их любовь не могли уничтожить ни дол­ гие годы, ни жестокие жизненные испы­ тания. Сами бурные события войны, ха­ рактеры героев, их живое участие в бур­ ных делах во многом объясняют эти слу­ чайности. В произведении контрастно сталкивается прекрасное с уродливым, настоящее чувство с эффемерным. Рижское взморье. Дом отдыха. Люди выключены из привычного для них рас­ порядка, они представлены читателю в минуты, когда мелочи приобретают в их жизни значение. А затем приземленная картина курортной жизни по контрасту переходит в эмоционально-приподнятый план повествования. Ведущее место в нем принадлежит Оле, той звезде, кото­ рая ярким светом своей жизни будит в людях доброе и человеческое. В 1941 году вместе с тысячами других жителей Оля бежит из Москвы. Ей 17 лет, отец убит на фронте, мать умерла не­ сколько лет назад. Одинокой чувствует она себя. Всего два дня провела она вме­ сте с отзывчивым и чистым Володей За­ вьяловым — и полюбила его на всю жизнь. Оля хотела сражаться с врагом и ушла не в связь, не в госпиталь, а в авиацию: там служил Володя, она надеялась встре­ тить его. Автор знакомит нас с кульми­ национными моментами жизни героини (именно в них полнее и нагляднее всего и раскрываются человеческие характе­ ры). Оля, старший сержант, воздушный стрелок, была тяжело ранена, полгода провела в госпитале, ей запретили ле­ тать. И эта юная хрупкая девчушка гото­ ва была сокрушить все — «чины, авто­ ритеты, логику, устав», — чтобы добить­ ся своей цели — подниматься в воздух и там бить врага. Ее характер сродни ме- ресьевскому: она хочет быть всегда в строю-, «жить на пределе и воспринимать это как счастье». Она бескомпромиссна в своих решени­ ях, побуждениях и чувствах. Могучая сила духа, предельная честность, муже­ ство и принципиальность, непоколебимая уверенность в святую справедливость за­ конов нашей жизни раскрываются и в ее отношениях с полковником Осокиным, и во вмешательстве в личную жизнь Вали, и в схватке с подленьким карьеристом Гладышевым, и в опасном поединке со следователем, упрямо добивающимся от нее губительной для профессора Соколо­ ва неправды. Обычно мы похваливаем писателей за то, что они в своих произведениях выво­ дят «простых, обыкновенных» людей. Про Олю же сразу хочется сказать, что это человек необыкновенный. Собствен­ но, об этом и говорит генерал Осокин: «Когда начинается буря и хлещет дождь, обычному человеку свойственно искать укрытия. Но есть люди, которые видят счастье в том, чтобы идти вперед, напе­ рекор ветру, дождю, буре, черту, дьяво­ лу!.. Вот что я почувствовал... в этой де­ вушке». Много таких необыкновенных людей выявила прошлая война. Когда чи­ таешь документальную повесть А. Ро- димцева «Машенька из Мышеловки» («Юность», 1963, № 2), то сразу замеча­ ешь родство душ Оли и Маши, их удиви­ тельную похожесть друг на друга. В повести не раз говорится о звезде. Пятиконечные звезды украшают боевые самолеты, которые, случается, сгорают в воздухе. Сгорают в воздухе и летчики. Полковник в отставке Симонюк, обыва­ тель и мещанин новейшей формации, не верящий в «теплый ветер» XX съезда, скептически заявляет: «от тех, кто сгора­ ет, деталей не остается». Он говорит о конкретном случае, о гибели Оли, кото­ рая, как показалось ее боевым товари­ щам, сгорела в воздухе. Но слова Симо- нюка опровергаются в повести и наталки­ вают читателя на философское заключе­ ние совершенно иной идеййой направлен­ ности. Да, «те, кто сгорит в воздухе, не воскресают», но они отнюдь не исчезают бесследно. ■Этот вывод подтверждает вся жизнь Оли, ее удивительная судьба. Как свет потухшей звезды может долго, бес­ конечные годы идти к людям, так и свет погасшего сердца Оли будет долго, очень долго помогать людям строить самые честные, самые человечные отношения на земле. Этот свет помог Завьялову по­ бедить соблазны мещанской пошлости (при встрече 'в Москве с Леной), помог ему вернуться к новой —■ честной и яс­ ной — жизни, в основе которой лежит «верность тому, во что веришь». И прав секретарь горкома партии Лукашев: Оля «погибла, но сердце ее продолжает бить­ ся среди тысячи других сердец». Много лет Завьялов ищет Олю. Эти поиски и движут сюжет повести. Завья­ лов долгое время был убежден, что Оля погибла. К тому же его несправедливо наказали, и он не искал Олю, находясь в состоянии подавленности и нравственного оцепенения. Но повеял освежающий ве­ тер XX съезда партии, ему посчастливи­ лось увидеть в журнале фотографию Оли, и его поиски Оли стали одновремен­ но поисками новой жизни. Они отбросили те нехорошие наслоения, какие прилипли к нему за десять лет незаслуженной опа­ лы. И, конечно, автор правильно сделал, предоставив возможность Завьялову, лично пострадавшему от произвола, хо­ рошо понимающему суть происходящих перемен, вести прямой спор о ведущих чертах прошлых лет со своим двоюрод­ ным братом Виктором, инженером-дорож- ником. Страстный и принципиальный спор идет о главном, о том, что опреде­ ляло те времена. В сцене спора даны правильные ответы в тех пределах, в ко­ торых затронута проблема культа. «...Я не могу называть прожитые годы только

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2