Сибирские огни, 1963, № 9
лов, Осокин, Воронин. И вовсе не слу чайно Завьялов и Оля, чистые, откры тые и обаятельные, полюбили друг друга» и их любовь не могли уничтожить ни дол гие годы, ни жестокие жизненные испы тания. Сами бурные события войны, ха рактеры героев, их живое участие в бур ных делах во многом объясняют эти слу чайности. В произведении контрастно сталкивается прекрасное с уродливым, настоящее чувство с эффемерным. Рижское взморье. Дом отдыха. Люди выключены из привычного для них рас порядка, они представлены читателю в минуты, когда мелочи приобретают в их жизни значение. А затем приземленная картина курортной жизни по контрасту переходит в эмоционально-приподнятый план повествования. Ведущее место в нем принадлежит Оле, той звезде, кото рая ярким светом своей жизни будит в людях доброе и человеческое. В 1941 году вместе с тысячами других жителей Оля бежит из Москвы. Ей 17 лет, отец убит на фронте, мать умерла не сколько лет назад. Одинокой чувствует она себя. Всего два дня провела она вме сте с отзывчивым и чистым Володей За вьяловым — и полюбила его на всю жизнь. Оля хотела сражаться с врагом и ушла не в связь, не в госпиталь, а в авиацию: там служил Володя, она надеялась встре тить его. Автор знакомит нас с кульми национными моментами жизни героини (именно в них полнее и нагляднее всего и раскрываются человеческие характе ры). Оля, старший сержант, воздушный стрелок, была тяжело ранена, полгода провела в госпитале, ей запретили ле тать. И эта юная хрупкая девчушка гото ва была сокрушить все — «чины, авто ритеты, логику, устав», — чтобы добить ся своей цели — подниматься в воздух и там бить врага. Ее характер сродни ме- ресьевскому: она хочет быть всегда в строю-, «жить на пределе и воспринимать это как счастье». Она бескомпромиссна в своих решени ях, побуждениях и чувствах. Могучая сила духа, предельная честность, муже ство и принципиальность, непоколебимая уверенность в святую справедливость за конов нашей жизни раскрываются и в ее отношениях с полковником Осокиным, и во вмешательстве в личную жизнь Вали, и в схватке с подленьким карьеристом Гладышевым, и в опасном поединке со следователем, упрямо добивающимся от нее губительной для профессора Соколо ва неправды. Обычно мы похваливаем писателей за то, что они в своих произведениях выво дят «простых, обыкновенных» людей. Про Олю же сразу хочется сказать, что это человек необыкновенный. Собствен но, об этом и говорит генерал Осокин: «Когда начинается буря и хлещет дождь, обычному человеку свойственно искать укрытия. Но есть люди, которые видят счастье в том, чтобы идти вперед, напе рекор ветру, дождю, буре, черту, дьяво лу!.. Вот что я почувствовал... в этой де вушке». Много таких необыкновенных людей выявила прошлая война. Когда чи таешь документальную повесть А. Ро- димцева «Машенька из Мышеловки» («Юность», 1963, № 2), то сразу замеча ешь родство душ Оли и Маши, их удиви тельную похожесть друг на друга. В повести не раз говорится о звезде. Пятиконечные звезды украшают боевые самолеты, которые, случается, сгорают в воздухе. Сгорают в воздухе и летчики. Полковник в отставке Симонюк, обыва тель и мещанин новейшей формации, не верящий в «теплый ветер» XX съезда, скептически заявляет: «от тех, кто сгора ет, деталей не остается». Он говорит о конкретном случае, о гибели Оли, кото рая, как показалось ее боевым товари щам, сгорела в воздухе. Но слова Симо- нюка опровергаются в повести и наталки вают читателя на философское заключе ние совершенно иной идеййой направлен ности. Да, «те, кто сгорит в воздухе, не воскресают», но они отнюдь не исчезают бесследно. ■Этот вывод подтверждает вся жизнь Оли, ее удивительная судьба. Как свет потухшей звезды может долго, бес конечные годы идти к людям, так и свет погасшего сердца Оли будет долго, очень долго помогать людям строить самые честные, самые человечные отношения на земле. Этот свет помог Завьялову по бедить соблазны мещанской пошлости (при встрече 'в Москве с Леной), помог ему вернуться к новой —■ честной и яс ной — жизни, в основе которой лежит «верность тому, во что веришь». И прав секретарь горкома партии Лукашев: Оля «погибла, но сердце ее продолжает бить ся среди тысячи других сердец». Много лет Завьялов ищет Олю. Эти поиски и движут сюжет повести. Завья лов долгое время был убежден, что Оля погибла. К тому же его несправедливо наказали, и он не искал Олю, находясь в состоянии подавленности и нравственного оцепенения. Но повеял освежающий ве тер XX съезда партии, ему посчастливи лось увидеть в журнале фотографию Оли, и его поиски Оли стали одновремен но поисками новой жизни. Они отбросили те нехорошие наслоения, какие прилипли к нему за десять лет незаслуженной опа лы. И, конечно, автор правильно сделал, предоставив возможность Завьялову, лично пострадавшему от произвола, хо рошо понимающему суть происходящих перемен, вести прямой спор о ведущих чертах прошлых лет со своим двоюрод ным братом Виктором, инженером-дорож- ником. Страстный и принципиальный спор идет о главном, о том, что опреде ляло те времена. В сцене спора даны правильные ответы в тех пределах, в ко торых затронута проблема культа. «...Я не могу называть прожитые годы только
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2