Сибирские огни, 1963, № 9
'Хшж (9ЕШРЕНИЕ А. О г н е в Я Р К ИЙ СВЕТ Р ОМ А Н Т И К И В повести «Свет далекой звезды» А. Чаковский ведет напряженный, страстно-публицистический разговор о «периоде культа»: был ли он только «смутным временем», цепью преступле ний и ошибок или совершались в то вре мя поистине великие дела, строилась но вая счастливая жизнь для миллионов и миллионов трудящихся?1 Своеобразие по вести А. Чаковского состоит и в том, что, отвечая на этот вопрос, он делает в ней определяющим приподнято-эмоциональ ное, романтическое начало. Случалось, писатели то поэтизировали никому не интересные мелочи и настоя щие конфликты жизни подменяли ис кусственной бурей в стакане воды, то создавали слащаво-идиллические, ложно романтические произведения, оторван ные в своих решающих связях от самой действительности. Повесть А. Чаковско го волнует, потому что она заставляет за думаться над сложными вопросами со временной жизни. А приемы и средства романтического письма лучше всего соот ветствуют авторскому замыслу и лучше всего его доносят. Прекрасен человек, чья жизнь горит ярким огнем во славу своего народа; такой человек не может бесследно исчезнуть, он, как свет дале кой звезды, освещает путь людям к доб 1 А. Ч а к о в с к и й . Свет далекой звезды. Повесть. «Октябрь», 1962, № 11—12. ру, к правде и красоте, побуждает их сердца на чистые и большие дела, приво дит в движение лучшие чувства. Живым дыханием романтики овеяны главные ге рои повести. В романтических произведениях роль художественной условности возрастает, она приобретает свой специфический от тенок, в ней большую нагрузку несут случайности, напряженные ясно-контраст ные сопоставления, без детализации и подробностей. В «Свете далекой звезды» все определенно, герои резко противопо ставляются друг другу, они выявлены не в многообразных человеческих отношени ях, а наоборот, в них выделяются толь ко определяющие черты характера. В по вести изображаются переломные момен ты жизни советского народа — годы Ве ликой Отечественной войны, 1956 —1957 годы, обозначившие новый этап в исто рии нашего общества. В ней создана на пряженная эмоциональная атмосфера, судьбы главных героев повести зависят не только от безжалостного военного вихря, но и от многих маленьких, неожи данных событий: случайно 17 октября 1941 года девятнадцатилетний Владимир Завьялов встретил в людском потоке, бегущем из Москвы, юную худенькую девушку Олю Широкову, случайно по встречал ее некоторое время спустя на фронтовом аэродроме, случайно после войны увидел ее фотографию в журнале. Все это так, но суть в том, что сам ро мантический замысел и вызвал те много численные случайности, с какими мы встречаемся на страницах повести А. Ча ковского. Суть в том, что они могли быть в самой действительности Да, Завьялов мог родиться «в счастливой рубашке» и случайно встретить фото Оли в журнале. Но ведь не так уж случайно попала Оли на фотография в журнал. Не случайно, что чудесную девушку Олю полюбили хорошие люди — Завья
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2