Сибирские огни, 1963, № 9

ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ Уважаемый товарищ редактор! Я с удовольствием прочел опубликованную в девятом номере Вашего журна­ ла за 1962 год статью доцента, зав. кафедрой педагогики и психологии Новоси­ бирского педагогического института Ю. В. Шарова «Воспитывать потребность в прекрасном». Удовольствие мое легко объяснимо: статьи на тему эстетического воспита­ ния школьников крайне редко появляются в наших газетах, еще реже в журна­ лах. Между тем, острота этого вопроса очевидна. Эстетическое воспитание — од­ но из важнейших звеньев в системе подготовки активных строителей коммунисти­ ческого общества. Я снова и снова перечитываю статью Ю. Шарова, и во мне рождается убеж­ дение, что автор не ответил на некоторые острые вопросы. Почему, например, в школах города Новосибирска и районах области в ребятах не «воспитывают по­ требность в прекрасном»? Почему в детских библиотеках огромный спрос на при­ ключенческую литературу, а книги Тургенева, Паустовского лежат на полках?.. Отчего в картинной галерее вы редко-редко встретите школьника, который сам, «неорганизованно» пришел полюбоваться творениями художников? Отчего высо­ кое искусство музыкантов, приезжающих в город, почти не привлекает новоси­ бирских учащихся? Как видите, я все время употребляю слово «почти». Мне при­ ходится видеть в концертном зале девочек и мальчиков, которые увлеченно слу­ шают скрипичный или фортепьянный концерт. Но случаи эти не более как исклю­ чение. Я не собираюсь «открывать Америк», но, по-моему, все дело в педагогах. Они должны воспитывать в детях любовь к искусству, к красоте. Ребенок прихо­ дит в школу, не зная азбуки и цифр, а уходит, овладев подступами к высшей ма­ тематике. Видимо, точно так же они должны учиться видеть и любить прекрас­ ное в природе, в людях, в жизни и искусстве. И если многие из них оказываются «глухи» к подлинно прекрасному, это значит, что их ничему такому и не учили. Почему же так происходит? Чтобы научить школьников понимать, ценить и любить произведения искус­ ства, надо, чтобы сами педагоги и любили, и понимали их. А этого, по .моему глу­ бокому убеждению, у нас и нет. Вспомним: подавляющее большинство педагогов, учителей Новосибирска и области, — выпускники нашего педагогического института. И если в наших шко­ лах не пропагандируется высокое искусство — это потому, что за годы учебы в пединституте нынешних педагогов их не научили разбираться в нем. Большинст­ во из них весьма равнодушны к музыке, к живописи, а математики — даже к литературе. Так их воспитывали... А изменилось ли что-либо в институте сейчас? Увы, нет.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2