Сибирские огни, 1963, № 9
«Историю России» Карамзина. Я долго не расставался с этой историей. Мне бы ло восемь лет, когда мне попал один том стихотворений Пушкина. Я, как водится, до того зачитывался им, что выучил на изусть «Полтаву», «Братьев-разбойни- ков», «Бахчисарайский фонтан», «Кав казский пленник», все стихотворения, за ключенные в этом томе, и, бегая по дво ру летом или зимой, под вой вьюги де кламировал их. Я и теперь еще знаю их и безошибочно декламирую целые стра ницы. Восьми лет от неподвижной жиз ни, сидения с утра до ночи, у меня рас строилось пищеварение, разлилась желчь. Позван был врач, и запрещено было читать. Тогда я прибегнул к хит рости. Днем я не читал и, понятно, страшно скучал, но к вечеру, наворовав у старухи-няни огарков от сальных свеч, я уходил будто бы спать и, когда в доме все засыпали, я при скудном мерцании огарков принимался за свое любимое за нятие — чтение. Судьбе угодно было, чтобы с самого раннего детства я видел одни только пе чальные картины человеческих страда ний. Дом наш в Омске выходил окнами на площадь перед крепостным валом. Ле том обыкновенно с четырех утра на этой площади производили учение солдатам... и тут-то секли их и розгами, и палками, и шомполами от ружей. Далеко разноси лись крики истязаемых жертв. На этой же площади гоняли сквозь строй и сол дат, и преступников. Я и теперь без со дрогания не могу вспомнить этих сцен. Я плакал, забивался в подушки, чтоб, не слышать боя барабана и раздирающих душу криков. Поначалу со мной часто делался жар и- бред, и меня укладывали иногда на несколько дней в постель. Когда меня отдали в ученье к учителю Ксенофонту Трифоновичу (фамилии не помню), он был унтер-офицер и учитель полубатальона кантонистов, то меня еже дневно с 9 утра увозили к нему в полу- батальон кантонистов. Здесь я опять ви дел те же картины страданий этих несча стных детей кантонистов, которых секли бесчеловечно за самые ничтожные про ступки, например, за оторвавшуюся у куртки пуговицу... морили голодом и т. п. В эти ранние годы я, хотя бессозна тельно, но стал уже ненавидеть всякую власть. Много мне способствовал на раз витие этой ненависти, живший у нас в кучерах, сосланный в Сибирь по воле по мещика, старик Памфил. Это был доб рый, умный и честный крестьянин Там бовской губернии. Он был крепостной че ловек Тютчева, был избран в своем се ле в старосты. Мир уполномочил его идти к барину в Питер с жалобой на зло употребления и притеснения управляю щего, и за это он был наказан 500 уда рами розог и сослан в Сибирь. Он жил у нас около 20 лет. Памфил был мастер ской рассказчик. Речь его была плавная, образная, пересыпанная пословицами, остротами, прибаутками. Я заслушивал ся его рассказами о житье-бытье кресть ян, о произволе и наглом насилии, ка кое совершают над ними помещики, от бирая у крестьян последнее для того, чтобы пропивать и проигрывать в карты. Сцены из его рассказов, как отрывали детей у отца и матери, продавая их дру гому помещику или проигрывая их в кар ты, производили на меня потрясающее впечатление. Помещик и злодей было для меня одно и то же. И вот помню сле дующий эпизод из моего детства: У меня был перочинный ножик, которым я вы резывал лодочки из сосновой коры. Пам фил сидел на крыльце кухни и чинил сбрую, а я около него стоял и точил свой' притупившийся ножик. — Ты на что это, Коля, нож-то ната чиваешь так? — спросил у меня Памфил. — На помещиков, — ответил я. Старик пристально посмотрел на меня своими умными, серыми глазами и отве тил: «Ну, точи, коли так, в этом тебе и Бог поможет!». Мне шел девятый год, когда отца мое го перевели на службу в город Томск. По приезде в Томск меня отдали в гимна зию. Это та самая гимназия, которая опи сана в романе Кущевского «Николай Не- горев». Я вошел в гимназию весьма раз витым ребенком сравнительно со своими сверстниками. С первых же дней я при обрел не только любовь товарищей, на почти неограниченную власть над ними. Они не слушали учителей и инспектора и повиновались одному моему слову. Я по лучил от них кличку «Нума Помпилий». Я увлекал их, рассказывая им все про читанное мною. Когда какой-нибудь учи тель не приходил в класс, то это был праздник для всех. Двери в классе запи рались, ученики все садились на скамьи, меня торжественно садили на учитель ское кресло и просили рассказать что-ни будь. И вот в классе водворялась мерт вая тишина, и я принимался рассказы вать или какой-нибудь эпизод из прочи танного мною романа или из истории, и нужно было видеть, как эти шалуны, по стоянно наказываемые за невнимание и шалости во время уроков, жадно слуша ли все, что говорилось им. Мне уже тог да, ребенку, приходило в голову, что зна чит живое устное слово, вместо той хо лодной мертвечины, какая царила в гим назии. Нас заставляли долбить граммати ку Востокова, географию Ободовского, и требовалось только одно: отвечать урок без запинки, а понимаешь что или нет, об этом' не спрашивали, да этого, кажет ся, и не требовалось... Что это были за. преподаватели, смешно и грустно, когда вспомнишь об них. Являясь в гимназию часов в 9 утра, они вскладчину посыла ли сторожа за водкой. Эконом гимназии приказывал принести из кухни хлеба и огурцов. Они собирались в сторожке и пили, приказывая ученикам караулить, чтобы не застал их за этим занятием
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2