Сибирские огни, 1963, № 9
но невозможно. И действительно, везде большие и, малые чиновники к нему питали «затаенную злобу и ненависть», а за то, что он не брал взяток, его обвиняли в по литической неблагонадежности, в «подрыве устоев власти». В 1869 году Н. И. Наумов вновь приехал в Петербург. В прогрессивном жур нале «Дело» печатаются его рассказы: «Деревенский торгаш», «Юровая», «Кре стьянские выборы», «Мирской учет», «Еж». В 1874 году петербургский кружок революционных народников издает все эти произведения, а также рассказы «У пе ревоза» й «Последнее прости» отдельным сборником под названием «Сила солому ломит» с подзаголовком «Из быта сибирских крестьян». Эта книга создала авто ру широкую известность не толыЛ» среди революционной интеллигенции, но и кре стьян. Н. И. Наумов стал любимым писателем революционной молодежи, жажду щей отдать силы служению народа. «В 70-х годах, — отмечал Г. В. Плеханов, — Наумов пользовался огромной популярностью в самых передовых слоях нашей народнической (тогда самой пере довой) «интеллигенции». Его произведениями зачитывались. Особенный успех имел сборник «Сила солому ломит». В 1879—1883 гг. Наумов активно участвует в журналах «Русское богатст во», «Дело», «Устои», в газете «Восточное обозрение» и других изданиях. Выхо дят один за другим два сборника рассказов «В тихом омуте» и «В забытом краю», отдельное издание рассказа «Паутина». В 1884 году Николай Иванович возвращается в Сибирь. Некоторое время он служит в Мариинеке, затем переселяется в Томск, где и остается до конца жизни. В последние 15 лет писатель печатается преимущественно в сибирских изданиях: «Сибирская газета», «Томский листок», в ряде сборников. Итог литературной дея тельности Николая Ивановича был подведен изданием в 1897 году двухтомного собрания сочинений. Н. И. Наумов был крупнейшим знатоком народной жизни Сибири, и он пер вым с наибольшей полнотой отразил ее в своих произведениях. События сибир ской жизни писатель изображал как явления широкого общественного значения. Он выступал с реалистическими очерками о малых народах Сибири, создал худо жественно полноценные рассказы о рабочих сибирских золотых приисков. Он был родоначальником серии художественных произведений о переселенцах в Сибирь. Следуя, как правило, законам жизни, а не народническим догмам, Наумов в своих произведениях правдиво отразил процесс разложения старого уклада дере венской жизни, общинных «устоев». Он показал звериный облик растущего кула чества, его наглую беспощадную эксплуатацию сельской бедноты. Писатель дал обаятельные образы правдоискателей, которые нещадно обличали мироедов и их покровителей — царских чиновников. Но он не поднялся до создания картин ор ганизованного сопротивления рабочих, не понимал их авангардной роли в борьбе за новый политический и общественный строй. Наумов считал капитализм в де ревне явлением случайным. В этом сказалась ограниченность писателя-народника. Революционная деятельность Н. И. Наумова еще в достаточной степени не изучена. Достоверно известно, что он участвовал в подготовке освобождения Н. Г. Чернышевского. 12 октября 1861 года Н. И. Наумов был арестован за участие в студенческих волнениях и демонстрациях. Его заключили в Петропавловскую крепость, а затем перевели в кронштадтские казармы. Через два месяца его освободили, но универ ситет ему пришлось покинуть. Второй раз он арестовывался в 1862 году по делу организации «Земля и Воля». Продержав под арестом два с половиной месяца, следственная комиссия освободила Наумова, не установив его истинных связей ни с землевольцами, ни с ишутинцами. В 1865 году Н. И. Наумов был привлечен по делу «Общества независимости Сибири», во главе которого стояли его близкие друзья Потанин и Ядринцев. Но будучи патриотом Сибири, Наумов все же не разделял крайних взглядов Потанина и других сепаратистов. Следствие тянулось несколько лет. И только в апреле 1868 года решением сената дело по обвинению Наумова было прекращено. Жизнь Н. И. Наумова — это жизнь труженика, посвятившего себя служению народу. Он был одним из тех, кого А. М. Горький образно называл «народолюб цами». «Я счастлив, — сказал однажды о себе Н. И. Наумов, — уже тем, что судь ба дала мне возможность с детства наблюдать жизнь нашего простолюдина, оце нить гибкий, мощный ум его... постоянно слышать его речь, дышащую неподдель ным юмором и сарказмом, не раз видеть поразительные примеры мужества и энер гии, скажу без преувеличения, — беспримерные. Такой народ стоит того, чтобы посвятить ему свои силы, и я до конца дней своих останусь верен задаче служить, по мере данных мне природою способностей, моей родине и народу». Считая народ «созидателем благосостояния и величия России», Н. И. Наумов стремился служить ему чем мог: и пером, и словом, и делом. В этом он видел цель и радость своей жизни.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2