Сибирские огни, 1963, № 9

но невозможно. И действительно, везде большие и, малые чиновники к нему питали «затаенную злобу и ненависть», а за то, что он не брал взяток, его обвиняли в по­ литической неблагонадежности, в «подрыве устоев власти». В 1869 году Н. И. Наумов вновь приехал в Петербург. В прогрессивном жур­ нале «Дело» печатаются его рассказы: «Деревенский торгаш», «Юровая», «Кре­ стьянские выборы», «Мирской учет», «Еж». В 1874 году петербургский кружок революционных народников издает все эти произведения, а также рассказы «У пе­ ревоза» й «Последнее прости» отдельным сборником под названием «Сила солому ломит» с подзаголовком «Из быта сибирских крестьян». Эта книга создала авто­ ру широкую известность не толыЛ» среди революционной интеллигенции, но и кре­ стьян. Н. И. Наумов стал любимым писателем революционной молодежи, жажду­ щей отдать силы служению народа. «В 70-х годах, — отмечал Г. В. Плеханов, — Наумов пользовался огромной популярностью в самых передовых слоях нашей народнической (тогда самой пере­ довой) «интеллигенции». Его произведениями зачитывались. Особенный успех имел сборник «Сила солому ломит». В 1879—1883 гг. Наумов активно участвует в журналах «Русское богатст­ во», «Дело», «Устои», в газете «Восточное обозрение» и других изданиях. Выхо­ дят один за другим два сборника рассказов «В тихом омуте» и «В забытом краю», отдельное издание рассказа «Паутина». В 1884 году Николай Иванович возвращается в Сибирь. Некоторое время он служит в Мариинеке, затем переселяется в Томск, где и остается до конца жизни. В последние 15 лет писатель печатается преимущественно в сибирских изданиях: «Сибирская газета», «Томский листок», в ряде сборников. Итог литературной дея­ тельности Николая Ивановича был подведен изданием в 1897 году двухтомного собрания сочинений. Н. И. Наумов был крупнейшим знатоком народной жизни Сибири, и он пер­ вым с наибольшей полнотой отразил ее в своих произведениях. События сибир­ ской жизни писатель изображал как явления широкого общественного значения. Он выступал с реалистическими очерками о малых народах Сибири, создал худо­ жественно полноценные рассказы о рабочих сибирских золотых приисков. Он был родоначальником серии художественных произведений о переселенцах в Сибирь. Следуя, как правило, законам жизни, а не народническим догмам, Наумов в своих произведениях правдиво отразил процесс разложения старого уклада дере­ венской жизни, общинных «устоев». Он показал звериный облик растущего кула­ чества, его наглую беспощадную эксплуатацию сельской бедноты. Писатель дал обаятельные образы правдоискателей, которые нещадно обличали мироедов и их покровителей — царских чиновников. Но он не поднялся до создания картин ор­ ганизованного сопротивления рабочих, не понимал их авангардной роли в борьбе за новый политический и общественный строй. Наумов считал капитализм в де­ ревне явлением случайным. В этом сказалась ограниченность писателя-народника. Революционная деятельность Н. И. Наумова еще в достаточной степени не изучена. Достоверно известно, что он участвовал в подготовке освобождения Н. Г. Чернышевского. 12 октября 1861 года Н. И. Наумов был арестован за участие в студенческих волнениях и демонстрациях. Его заключили в Петропавловскую крепость, а затем перевели в кронштадтские казармы. Через два месяца его освободили, но универ­ ситет ему пришлось покинуть. Второй раз он арестовывался в 1862 году по делу организации «Земля и Воля». Продержав под арестом два с половиной месяца, следственная комиссия освободила Наумова, не установив его истинных связей ни с землевольцами, ни с ишутинцами. В 1865 году Н. И. Наумов был привлечен по делу «Общества независимости Сибири», во главе которого стояли его близкие друзья Потанин и Ядринцев. Но будучи патриотом Сибири, Наумов все же не разделял крайних взглядов Потанина и других сепаратистов. Следствие тянулось несколько лет. И только в апреле 1868 года решением сената дело по обвинению Наумова было прекращено. Жизнь Н. И. Наумова — это жизнь труженика, посвятившего себя служению народу. Он был одним из тех, кого А. М. Горький образно называл «народолюб­ цами». «Я счастлив, — сказал однажды о себе Н. И. Наумов, — уже тем, что судь­ ба дала мне возможность с детства наблюдать жизнь нашего простолюдина, оце­ нить гибкий, мощный ум его... постоянно слышать его речь, дышащую неподдель­ ным юмором и сарказмом, не раз видеть поразительные примеры мужества и энер­ гии, скажу без преувеличения, — беспримерные. Такой народ стоит того, чтобы посвятить ему свои силы, и я до конца дней своих останусь верен задаче служить, по мере данных мне природою способностей, моей родине и народу». Считая народ «созидателем благосостояния и величия России», Н. И. Наумов стремился служить ему чем мог: и пером, и словом, и делом. В этом он видел цель и радость своей жизни.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2