Сибирские огни, 1963, № 9
жить герои пьесы — совершенно естест венно, независимо от авторской воли, от тех конечных целей, которые ставит пе ред собою писатель. Эта тщательная разработка бытового фона, человеческого окружения, реаль ной обстановки, острое звучание совре менного языка позволяют с успехом иг рать пьесу Пановой, преодолевая некото рые внутренние слабости ее концепции. Но тут уже слово за театром, за глуби ной актерского проникновения в образ, за решимостью режиссера не только ко пировать автора, но и творчески спорить с ним. Герои Пановой готовы к такому спору. * # # ' Общий взгляд на пьесы Пановой поз воляет 'Определить некоторые черты, свойственные ее драматургии в целом — от первых историко-бытовых драм и до последних пьес о молодежи. Драматургия Пановой — это по пре имуществу драматургия «массовидных», 'Житейски распространенных и очень точно схваченных с натуры характеров. Глубокое знание русского быта — от его старых дореволюционных форм и до специфических особенностей военной и послевоенной эпохи, сообщает персона жам Пановой ту сценическую конкрет ность, в которой чувствуется заботливая рука художникатдеталиста, высоко ценя щего каждую характерную подробность,, каждую нестертую интонацию. По вы разительности языка, живости и сжато сти диалога пьесы Лановой могут сопер ничать с лучшими образцами советской,- классики. При некоторой традиционности из любленных форм Панова не прошла ми мо опыта драматургии нашего века, ее исканий, экспериментов, поисков новых, выразительных средств. «После 'Брехта, — заметила она как- то, — трудно писать узко-бытовую дра му. Современный материал не очень охотно в нее ложится. Он требует фило софии, обобщений». Стремление возвыситься над бытом до> философии и, напротив, вернуть филосо фию в быт чувствуется во многих замыс лах Пановой, хотя бы и не каждый из этих замыслов автору удался. В лучшей своей пьесе — «Метелице — Панова достигла органического слия ния бытовой конкретности и глубины фи лософского постижения эпохи, которые- ставят эту трагедию в число наиболее масштабных произведений, созданных, драматургами нашего ¡времени. Театры по-настоящему еще не «открыли» эту пьесу. Большая сценическая жизнь «Ме телицы» впереди. Впереди, вероятно, ю многие новые работы Пановой-драматур- га.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2