Сибирские огни, 1963, № 9

жить герои пьесы — совершенно естест­ венно, независимо от авторской воли, от тех конечных целей, которые ставит пе­ ред собою писатель. Эта тщательная разработка бытового фона, человеческого окружения, реаль­ ной обстановки, острое звучание совре­ менного языка позволяют с успехом иг­ рать пьесу Пановой, преодолевая некото­ рые внутренние слабости ее концепции. Но тут уже слово за театром, за глуби­ ной актерского проникновения в образ, за решимостью режиссера не только ко­ пировать автора, но и творчески спорить с ним. Герои Пановой готовы к такому спору. * # # ' Общий взгляд на пьесы Пановой поз­ воляет 'Определить некоторые черты, свойственные ее драматургии в целом — от первых историко-бытовых драм и до последних пьес о молодежи. Драматургия Пановой — это по пре­ имуществу драматургия «массовидных», 'Житейски распространенных и очень точно схваченных с натуры характеров. Глубокое знание русского быта — от его старых дореволюционных форм и до специфических особенностей военной и послевоенной эпохи, сообщает персона­ жам Пановой ту сценическую конкрет­ ность, в которой чувствуется заботливая рука художникатдеталиста, высоко ценя­ щего каждую характерную подробность,, каждую нестертую интонацию. По вы­ разительности языка, живости и сжато­ сти диалога пьесы Лановой могут сопер­ ничать с лучшими образцами советской,- классики. При некоторой традиционности из­ любленных форм Панова не прошла ми­ мо опыта драматургии нашего века, ее исканий, экспериментов, поисков новых, выразительных средств. «После 'Брехта, — заметила она как- то, — трудно писать узко-бытовую дра­ му. Современный материал не очень охотно в нее ложится. Он требует фило­ софии, обобщений». Стремление возвыситься над бытом до> философии и, напротив, вернуть филосо­ фию в быт чувствуется во многих замыс­ лах Пановой, хотя бы и не каждый из этих замыслов автору удался. В лучшей своей пьесе — «Метелице — Панова достигла органического слия­ ния бытовой конкретности и глубины фи­ лософского постижения эпохи, которые- ставят эту трагедию в число наиболее масштабных произведений, созданных, драматургами нашего ¡времени. Театры по-настоящему еще не «открыли» эту пьесу. Большая сценическая жизнь «Ме­ телицы» впереди. Впереди, вероятно, ю многие новые работы Пановой-драматур- га.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2