Сибирские огни, 1963, № 9
дений. Его характер очерчен внешне, без необходимой глубины захвата, без про никновения в суть тех противоречий жиз ни, которые проявились в его натуре. Появившись на сцене в некоем орео ле мужской «неотразимости», Валерик уходит из пьесы жалким растяпой, влип шим в грязное дело по недомыслию. Его цепко держит ¡под руку нагло-самоуверен ная Тамара — мелкая хищница, завла девшая, наконец, своей вожделенной до бычей и торжественно отпраздновавшая этот акт во дворце бракосочетания. Что же остается Нинке? Каи вела она себя во всей этой истории, что разгляде ла в человеке, с ,которым столкнула ее судьба? Окажем сразу: разглядела немногое, поняла гораздо меньше, чем могла бы понять по своим задаткам, по своему ме сту в пьесе. В ее отношениях с Валери ком подавлены все силы характера, ко торый поначалу сверкнул так свежо и ярко. Нинкина восторженность начинает казаться приторной и чрезмерной. Даже Валерик поражается тем, что «человек так вот маньякально думает о другом че ловеке». Нинка удивляет не столько глу биной своего чувства, сколько жалкой близорукостью и слепотой. Она не улав ливает ни фальши, ни холодности своего Валерика даже тогда, когда отношения вполне прояснились, и каждый жест, каждый знак равнодушия с его стороны должен был бы ее больно ранить и заде вать. В пьесе созревают условия для внутреннего бунта героини, 'обманутой, душевно ограбленной, оскорбленной в самых чистых своих порывах. Но Нинка -странным образом неспособна ни к бун ту, ни к протесту, ни даже к горькому размышлению. Она по-настоящему возра жает Валерику лишь в одном случае, когда речь заходит о судьбе будущего ребенка. Здесь Нинка (в отличие от Жан ны) проявляет ту непреклонность, кото рая свидетельствует, как для нее важно ■серьезное в любви. Вое же остальные нравственные противоречия в отношени ях Нинки и Валерика остались невыяв- ленными, не выведенными на авансцену драмы. Готовая спорить с кем угодно в защиту Валерика, Нинка — даже тогда, когда все иллюзии уже утрачены, — не в состоянии найти справедливые, под сказанные самим положением аргументы против него. Порою кажется, что Нинка и не желает судить Валерика. Она отка зывает в этом праве и его первой жене Кире: «Почему вы беретесь выносить приговоры? Вы сами разве — совершен- -ство, чтобы судить других?.. Я не при знаю за вами права судить Валерика. Все ваши . слова, все поступки — эгоизм, больше ничего. Вам хорошо, и вы до вольны и считаете, что вы замечатель ная». В споре двух женщин, переживших ■сходное несчастье, роли распределились <с подчеркнутой односторонностью. Кире отдана вся решительность, сила воли, инициативность, трезвость взгляда на жизнь. Она судит Валерика с высоты своей нынешней самостоятельности, ув леченности делом, полной внутренней не зависимости. Но все ее переживания в прошлом. В ее.рассказе о себе нет той эмоциональности, того душевного волне ния, которые напомнили бы о том, как нелегко, как мучительно ей самой при шлось делать выбор в свои двадцать лет. У-стами-Киры говорит голос трезвого рас судка, но этот голос, при всей его логи ческой убедительности, возвещает не всю гаравду о реальной сложности человече ских отношений. Положение Нинки, наиболее драматич ное из всех, намеченных в пьесе, позво ляет ей судить Валерика с самой высо кой человеческой точки зрения •— по пра ву любви. Но Нинка, как главное лицо драмы, этим правом не воспользовалась. Из всего богатства человеческих эмоций, которые пробуждаются даже в заурядной натуре драматическими обстоятельства ми, Нинке оставлены лишь наивность и безграничный альтруиам божьей коров ки («мушки» — как метко называет ее Кира). А этих качеств явно недостаточно для равноправного участия в диспуте, где есть и такие серьезные оппоненты, как Кира. Позиция Нинки в диспуте осталась не вполне определенной, пассивной, стра дательной, и это не затрудняет, а ио-сво- ему облегчает положение Валерика. «Ну почему мы сволочи? — отвечает он Виктору. — Спроси хоть у Нинки: была она со мной счастлива? Да она те бе скажет, что для нее солнце взошло, когда мы встретились!» Валерик очень высоко оценивает те крохи, которыми он «одарил» встречен ную им девушку. Но самое парадоксаль ное, что и Нинка не станет этого оспари вать. Спросите ее, и она подтвердит: да, солнце взошло! Это смирение героини перед судьбой, эта кротость, с которой она переносит свое несчастье, вызывает не только чувство сострадания к ней, но и досаду, разочарование в ее человече ских возможностях. Проявить такую не чувствительность к фальши, к пошлости, к неискренности в любимом человеке! Да это в какой-то мере вынести неожидан ный, логикой пьесы не предусмотренный приговор себе самой. А последнее .едва ли входило в авторские намерения. Диспут о жизни, завязавшийся в «Проводах белых ночей», не удержался на той высоте, что был задуман. Его те чение свернуло в мелкое русло, посколь ку центральные герои не развернули до конца т,у сложность, то богатство душев ных движений, которые только и дают им право на место в серьезной драме. Характерно, что все «вторые липа» пьесы Пановой, от официантки до про давца шаров, написанные более тонко, иронично и трезво, чем Нинка с Валери ком, живут именно так, как должны
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2