Сибирские огни, 1963, № 9

воречия и сложности жизни, которые так или иначе людям приходится решать в повседневном быту. Ведь в истории Нинки есть нечто от вполне заурядного происшествия: позна­ комилась в парке культуры со «стиль­ ным» молодым человеком, позабыла обо всем на свете, доверилась ему, осталась с ним, ждет от него ребенка, готовится стать матерью, а ему не до семьи, не до отцовства, для него это очередное лег­ кое увлечение, за которым следует лишь одна забота — поскорее избавиться от «неудобной», восторженной девочки... Мораль здесь напрашивается сама со­ бой: ее можно упрекнуть в неосмотри­ тельности, его обвинить в иеиорядочно- ■сти и на этом поставить точку. О чем тут спорить? Содержание пьесы, однако, не сводит­ ся к оголенной сюжетной ситуации. Мало того, одна и та же ситуация становится источником драматических осложнений разного свойства. История, пережитая Нинкой, повторя­ ется в «Проводах белых ночей» дважды, вернее, в двух вариантах ■— банальном и серьезном. Рассказ Жанны о ее любовных зло­ ключениях, составивших, по ее словам, «целую эпопею» — это именно баналь­ ный вариант того, что случилось затем с Нинкой. По авторской ремарке, Жанна — «стильно одетая девушка со слегка от­ вислой губой, (многозначительная, без .юмора. Иногда она теряет свою много­ значительность и вескость и становится простушкой, сбитой с толку необычными жизненными обстоятельствами». Уговаривая Нинку отправиться на про­ воды белых ночей, Жанна обещает пове­ дать подруге «последний акт чудовищной драмы». Но ее драма так же элементар­ на, как она сама. Печальная в общем ис­ тория вдруг приобретает неожиданно ко­ мические тона. Драматизм низводится до уровня мелодрамы. Героиня плачет от горьких воспоминаний, а мы видим тем­ ные подтеки от ее густо намазанных крас­ кой ресниц... Претензии Жанны на «стиль», ее представления о «красивой жизни» — смешны и вульгарны. Ее «идеал» Виктор, «жутко талантливый» парень, который «еще не артист», а толь­ ко «учится на артиста»,— заурядный пошляк. Но Жанне это не приходит в го­ лову. Понимание таких вещей за преде­ лами ее духовных возможностей. «Это ты ему сказал, что я примитив!.. Это ты ему сказал!» — кричит она в сердцах другу Виктора, Валерику, на что ■гот, рассердившись, отвечает: «Клянусь, он лучше меня в этом разбирается. Ну. вот клянусь — он до этого дошел своим умом. Без .моего влияния». По своим внутренним качествам Жан­ на даже не простушка, как сказано в ре­ марке, а именно примитив. Ее побужде­ ния и переживания мелки, поверхностны, суетны. Их при всем желании не хватило бы для драмы. И Панова это прекрасно чувствует. Характер Жанны написан именно теми красками, которые во всех оттенках соответствуют ее натуре. Судь­ ба Нинки, по замыслу автора, несет в себе гораздо более серьезное содержа­ ние. Нинкина искренность, наивность сплошь и рядом ставят ее в положения действительно драматичные. Здесь уже не до смеха и не до шуток. Напротив, в некоторых сценах ‘Панова придает го­ лосу Нинки чрезмерно кроткое, сенти­ ментальное звучание, в результате чего характер героини как драматического ли­ ца заметно проигрывает в своей силе. Этот несколько неверный тон, то искус­ ственно восторженный, то чересчур слез­ ливый, всего ощутимее проявляется в от­ ношениях Нинки с ее возлюбленным Ва­ лериком, о чем еще придется сказать в иной связи. В конфликте же Нинки с окружаю­ щими возникают по-настоящему сложные и спорные вопросы. Прав ее брат Костя, когда со всей непримиримостью молодо­ сти он упрекает ее в скоропалительности решений, в измене своему слову, своим обязательствам, взятым перед товарища­ ми по заводу. Но своя правда есть и в возражениях Нинки, когда она, одна про­ тив всех, отстаивает свое право на сча­ стье, право распоряжаться своей судьбой, следуя естественному велению сердца, а не формальному предписанию. « К о с т я . Тебя кто-нибудь за язык тянул, когда ты давала обязательство? Кто-нибудь тебя специально агитировал? Я уговаривал — подумай хорошенько! Обдумай все! Не торопись! Нет, выско­ чила, целую речь на собрании сказала... как та синица, что хвалилась море сжечь. Так было или не так? Н и н к а (тихо). Я .не хвалилась. Я ис­ кренно... Но ведь, Косточка, что-то в жизни меняется, и планы у человека ме­ няются... К о с т я . Планы могут меняться. Но изменять человек не имеет права. И нам не нужны дезертиры. Н и н к а. Никогда! Ни к кому ты не был таким безжалостным! А я ведь се­ стра тебе! К о с т я . Да? Ты считаешь, мне лег­ че, когда нашу фамилию склоняют по всему заводу? Н и н к а (опять схватывается за голо­ ву). Не говори! К о с т я. Ты вот тут мне вкручивала разное. А ведь нет, чтобы подумать — как это загладить. Н и н к а. Косточка, я что хочешь сде­ лаю, ты скажи — что! К о с т я . В два счета все можно ис­ править. Побеседуют с тобой по душам, и утрясется. Мало чего бывает: заболела, не могла выехать со всеми... Укладывай чемодан, хватит валять дурака». Решительности Кости можно позавидо­ вать. Но мы вдруг начинаем чувствовать,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2