Сибирские огни, 1963, № 9
воречия и сложности жизни, которые так или иначе людям приходится решать в повседневном быту. Ведь в истории Нинки есть нечто от вполне заурядного происшествия: позна комилась в парке культуры со «стиль ным» молодым человеком, позабыла обо всем на свете, доверилась ему, осталась с ним, ждет от него ребенка, готовится стать матерью, а ему не до семьи, не до отцовства, для него это очередное лег кое увлечение, за которым следует лишь одна забота — поскорее избавиться от «неудобной», восторженной девочки... Мораль здесь напрашивается сама со бой: ее можно упрекнуть в неосмотри тельности, его обвинить в иеиорядочно- ■сти и на этом поставить точку. О чем тут спорить? Содержание пьесы, однако, не сводит ся к оголенной сюжетной ситуации. Мало того, одна и та же ситуация становится источником драматических осложнений разного свойства. История, пережитая Нинкой, повторя ется в «Проводах белых ночей» дважды, вернее, в двух вариантах ■— банальном и серьезном. Рассказ Жанны о ее любовных зло ключениях, составивших, по ее словам, «целую эпопею» — это именно баналь ный вариант того, что случилось затем с Нинкой. По авторской ремарке, Жанна — «стильно одетая девушка со слегка от вислой губой, (многозначительная, без .юмора. Иногда она теряет свою много значительность и вескость и становится простушкой, сбитой с толку необычными жизненными обстоятельствами». Уговаривая Нинку отправиться на про воды белых ночей, Жанна обещает пове дать подруге «последний акт чудовищной драмы». Но ее драма так же элементар на, как она сама. Печальная в общем ис тория вдруг приобретает неожиданно ко мические тона. Драматизм низводится до уровня мелодрамы. Героиня плачет от горьких воспоминаний, а мы видим тем ные подтеки от ее густо намазанных крас кой ресниц... Претензии Жанны на «стиль», ее представления о «красивой жизни» — смешны и вульгарны. Ее «идеал» Виктор, «жутко талантливый» парень, который «еще не артист», а толь ко «учится на артиста»,— заурядный пошляк. Но Жанне это не приходит в го лову. Понимание таких вещей за преде лами ее духовных возможностей. «Это ты ему сказал, что я примитив!.. Это ты ему сказал!» — кричит она в сердцах другу Виктора, Валерику, на что ■гот, рассердившись, отвечает: «Клянусь, он лучше меня в этом разбирается. Ну. вот клянусь — он до этого дошел своим умом. Без .моего влияния». По своим внутренним качествам Жан на даже не простушка, как сказано в ре марке, а именно примитив. Ее побужде ния и переживания мелки, поверхностны, суетны. Их при всем желании не хватило бы для драмы. И Панова это прекрасно чувствует. Характер Жанны написан именно теми красками, которые во всех оттенках соответствуют ее натуре. Судь ба Нинки, по замыслу автора, несет в себе гораздо более серьезное содержа ние. Нинкина искренность, наивность сплошь и рядом ставят ее в положения действительно драматичные. Здесь уже не до смеха и не до шуток. Напротив, в некоторых сценах ‘Панова придает го лосу Нинки чрезмерно кроткое, сенти ментальное звучание, в результате чего характер героини как драматического ли ца заметно проигрывает в своей силе. Этот несколько неверный тон, то искус ственно восторженный, то чересчур слез ливый, всего ощутимее проявляется в от ношениях Нинки с ее возлюбленным Ва лериком, о чем еще придется сказать в иной связи. В конфликте же Нинки с окружаю щими возникают по-настоящему сложные и спорные вопросы. Прав ее брат Костя, когда со всей непримиримостью молодо сти он упрекает ее в скоропалительности решений, в измене своему слову, своим обязательствам, взятым перед товарища ми по заводу. Но своя правда есть и в возражениях Нинки, когда она, одна про тив всех, отстаивает свое право на сча стье, право распоряжаться своей судьбой, следуя естественному велению сердца, а не формальному предписанию. « К о с т я . Тебя кто-нибудь за язык тянул, когда ты давала обязательство? Кто-нибудь тебя специально агитировал? Я уговаривал — подумай хорошенько! Обдумай все! Не торопись! Нет, выско чила, целую речь на собрании сказала... как та синица, что хвалилась море сжечь. Так было или не так? Н и н к а (тихо). Я .не хвалилась. Я ис кренно... Но ведь, Косточка, что-то в жизни меняется, и планы у человека ме няются... К о с т я . Планы могут меняться. Но изменять человек не имеет права. И нам не нужны дезертиры. Н и н к а. Никогда! Ни к кому ты не был таким безжалостным! А я ведь се стра тебе! К о с т я . Да? Ты считаешь, мне лег че, когда нашу фамилию склоняют по всему заводу? Н и н к а (опять схватывается за голо ву). Не говори! К о с т я. Ты вот тут мне вкручивала разное. А ведь нет, чтобы подумать — как это загладить. Н и н к а. Косточка, я что хочешь сде лаю, ты скажи — что! К о с т я . В два счета все можно ис править. Побеседуют с тобой по душам, и утрясется. Мало чего бывает: заболела, не могла выехать со всеми... Укладывай чемодан, хватит валять дурака». Решительности Кости можно позавидо вать. Но мы вдруг начинаем чувствовать,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2