Сибирские огни, 1963, № 9
нами» — пьесой о юности военного по коления; (есть прямое продолжение про блематики, развернутой в романе «Вре мена года», где Панова впервые уловила симптомы нравственной болезни, возни кающей на почве пустой, бездеятельной, паразитической жизни. Наконец, в «Про воды белых .ночей» вошли вариации по этичной «ленинградской» темы, прозву чавшей совсем недавно в рассказах «Ва ля» и «Володя». Все эти мотивы свое образно объединены в новой пьесе. Нель зя сказать, что Панова расширила по сравнению со своей прозой жизненную сферу анализа. Но она сообщила некото рым характерам из молодежной среды ту определенность, ту достоверность объек тивно существующих явлений, которая может быть достигнута только в драме. Как художник Панова остается верна себе и в выборе излюбленных тематиче ских планов и в поэтике, в искусстве реа листического бытописания, составляюще го едва ли не самую сильную сторону ее таланта. Все проблемы, выдвинутые для диспута на сцене, вся философия бытия, которую автор пьесы с большим или меньшим успехам развивает ев борьбе и противостоянии разных характеров — все это неизменно вырастает из самых обыденных, массовых, повторяющихся жизненных ситуаций. Уже с первой ре марки взгляд зрителя устремляется вслед за ищущим лучом прожектора; «Высоко под крышей какого-то ленинградского дома он высветил простенькую комнату. В комнате девушка Нинка. Она собира ется в путь. Укладывает в рюкзак по следние мелочи — мыльницу, .кницу. Че модан уже уложен и стянут ремнем. Лампа горит неярко. Белая ночь смот рит в окно поверх крыш с антеннами и трубами». Для Пановой важно, что ее выбор — это выбор одного жизненного случая из многих; высвеченная из темноты обста новка простенькой комнаты ничем прин ципиально не отличается от той, что ря дом, и всех тех, что остались в тени. Да и героиня пьесы — Нинка — появляется на сцене в момент, ставший обычным. Тысячи людей собираются в путь, гото вятся ;к дальней дороге, начинают жизнь на новых местах. Это тоже стало своего рода бытом. О Нинке как раз не скажешь, что она решилась отправиться в путь под давле нием обстоятельств, вопреки своему же ланию. Нинка не в состоянии, правда, объяснить по телефону своей подружке, почему именно она едет и на сколько, но то, что она отправляется в дорогу с при поднятым, радостным ожиданием, чув ствуется по первым же ее репликам. «— Да вот ночь пройдет, и уеду. — Нет, не в дом отдыха, нет, не по турист ской путевке, нет, не в отпуск... — Ой, даже не знаю, Жанночка, на сколько. На долго! Может быть — навсегда, неизвест но. (Напевает). «Прощай, дорогая, вер нусь ли, не знаю...» Никакая не шутка, правда. — Далеко, в город Рудный. — Рудный. Не -слышала? А его еще строят, этот город. При Ооколовско^Сарбайоком комбинате. — Как тебе объяснить? Это почти на границе Казахской ССР и За уралья. Тургайокая степь. Да, Жанноч ка, такие дела. Поезд отходит (смотрит на часы) через десять часов. К половине восьмого собираемся на Московском вок зале. Целым эшелоном едем, все комсо мольцы. Организации 'будут провожать, с музыкой, торжественно...» Панова знакомит нас с героиней в тот момент ее жизни, когда выбор, казалось бы, уже сделан и остается только ждать на чемоданах решающей минуты. Выбор нешуточный. 'Как-никак, Нинка расстает ся с Ленинградом, из которого никуда не уезжала дальше Петергофа и Зелено- горска; здесь прошла вся ее жизнь, с са мой блокады. И если она с такой готов ностью отправляется навстречу новой своей судьбе в город, который только «еще строят», то перед нами, очевидно, натура решительная, горячая, отдающая ся целиком общественным импульсам и порывам. А может быть, Нинка сделала свой выбор вполне добровольно, но не вполне сознательно? Может быть, ее ув лекла .лишь внешняя ¡патетика призыва, торжество проводов на Московском вок зале, заманчивость дальней поездки в молодежном эшелоне и, наконец, вполне наивное, идеализированное представле ние о том, что ждет ее впереди? Обычно такие, слитком поверхностные для серь езных поступков стимулы, как раз и пло дят число людей, уезжающих на ново стройки под звуки торжественной музы ки, а обратно возвращающихся украдкой и с низко опущенной головой. Нинка, какой мы видим ее в экспози ции пьесы, вполне могла бы .разделить участь основной массы комсомольцев, уезжающих в Рудный. Она не потерялась бы среди людей активных, деятельных, знающих ради чего жить. Работа ее не пугает, трудности тоже, она познала их с малых лет, со времен блокады, когда ее ,и братишку Костю «разобрали по раз ным детским домам...». Нинку внезапно останавливает другое — обманчивый призрак счастья, пома нивший ее в прощальную белую ночь. Ожидание счастья, потребность в нем так переполняли ее душу, что одной нечаян ной встречи, одного нечаянного знаком ства оказалось достаточно, чтобы вся расчерченная линейкой по карте жизнь рухнула, как карточный домик. Так осложняется в пьесе Пановой ис ходная ситуация. Комсомольский эшелон ушел в Рудный, Нинка осталась в Ле нинграде. Ее драма — общественная и личная — завязывает основные узлы пьесы. Попробуем разобраться, насколько ре альны мотивы этой драмы, насколько глубоко они захватывают общие проти
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2