Сибирские огни, 1963, № 9
ляется, поддерживая одну из основных сюжетных линий пьесы. Логина обстоятельств должна была бы потребовать от Дахно известного лави рования между собственными желания ми, искушением предать и опасливой мас кировкой своих побуждений, стремлени ем укрыть ¡их от глаз враждебного ему коллектива. Упроза возмездия, которой Дахно не мог не чувствовать, даже огля дываясь ¡на покровительство властей, должна была бы заставить его до време ни ¡приспосабливаться к нормам общежи тия, в котором он оказался как военно пленный. Его злоба, антисемитизм, ухват ки торгаша и мародера ¡не могут не про рываться при ¡каждом соответствующем случае. Но он слишком дорожит своей шкурой, чтобы откровенно, нарочито, без оглядки на окружающих демонстриро вать эти качества. У Пановой Дахно без рассудно идет напролом. Если в этом сказался сознательный замысел драма турга, то и в таком случае необходимо было известное уточнение общего ри сунка ¡роли. Образ Дахно потребовал бы обострения, перевода мотивировок из бы тового в углубленно-психологический план. Так или иначе, ускоренное обна жение покровов привело к досрочной раз вязке уже во вторам акте, лишая тре тий, финальный акт пьесы одной из наи более драматичных ее коллизий. Линия Дахно дополнена в «Метелице» историей нравственного падения Болюти- на. Он тоже кончает ¡предательством, но не столько «из принципа», сколько по душевной трусости, слабости, неистреби мому эгоизму. Условия плена с неумолимой последо вательностью проверяют людей, делят их на крепких и слабых, честных и подлых. Но в определенных условиях проявить слабость, значит оказаться в ¡категории подлых. История Болютина наглядно обнажает эту диалектику качеств. В труд ных обстоятельствах он проявляет склон ность к истерике, к самобичеванию и са- мооголению. Животный страх за себя, отсутствие сколько-нибудь прочных об щественных .импульсов и убеждений за кономерно толкают его на путь отступ ничества и предательства. Он теряет все, что 'Связывало его с советскими людьми, теряет самое право называться советским человеком. Жесткую, но ясную альтернативу, ко торую ¡выдвигают испытания фашистско го плена перед советскими людьми, чет ко формулирует .в пьесе Меркулов: «Мы — советские люди, которых хотят сде лать скотами. Каждому это ясно, и не о чем много говорить... Кто крепок, тот не оскотеет, выйдет отсюда человеком... ли бо умрет человеком». В финале пьесы эта альтернатива осу^- ществляется с несколько неожиданной для Пановой ¡прямолинейностью. В зале синагоги во .время общего за темнения зажигается феерический свет. Вместе со взорванным арсеналом гибнет вся группа пленных, направивших на се бя бомбы советских самолетов. Группа гибнет величаво, картинно, с песней, как полагается по всем канонам литератур ной патетики. В последних сценах пьесы торжествует риторика вместо глубокой правды положений и чувств. Заданность финала обрывает развитие и разрешение реальных мотивов, заложенных в замыс ле и теме пьесы. Как тонко заметил один из критиков, «Панова ¡высоко подняла меч трагедии, но опустила его плашмя» (М. Кораллов.' Об одной старой пьесе... «Театр», 1957, № 7). В последнем дей ствии «Метелицы» на первый план вы ступает частная, лирическая линия отно шений Вали и Коели. Она завершается счастливым концом на фоне общей ги бели остальных персонажей. Внешняя героика финала волнует гораздо мень ше, чем суровые, неприкрашенные, ис полненные истинного драматизма сцены из жизни ¡плененных, но не сломленных советских людей. Именно эта живая основа пьесы сохра няет за «Метелицей» Пановой достойное место в числе наиболее талантливых про изведений нашей драматургии, отозвав шихся на трагические события последней мировой войны. 4 Пьеса «Проводы белых ночей» пере носит нас в мир сегодняшних житейских отношений и конфликтов. Задумана пье са, иак сценический диспут, как спор о жизни, который герои ведут не только на словах, но и действием, утверждая (или опрокидывая) логикой своих поступков смысл собственной позиции. Накал дис пута определяется тем, что он задевает кровные интересы спорящих, их судьбу, их место в жизни, ¡их настоящее и буду щее. А поскольку герои молоды, посколь ку жизнь еще не изведана ими всерьез,, не постигнута в сокровенных ее прояв лениях и свойствах, итоги диспута оказы ваются неожиданными для самих его уча стников. Как драматург Панова вовсе не стре мится во что бы то ни стало увенчать спор утверждением бесспорных истин. Она оставляет место для ¡размышлений, для . сравнения 'справедливости разных позиций, разных точек зрения в подходе к одному и тому же ¡предмету. В этом именно художественная сила пьесы. И напротив, там, где некоторые «бесспор ности» все же ограничивают свободу и самостоятельность позиций действующих лиц, мельчится проблематика пьесы, сни жается «мыслительный» уровень, на ко тором мог бы быть завершен диспут. В «Проводах белых ночей» Панова раз вивает мотивы, уже затронутые в неко торых прежних ее произведениях. Здесь есть ¡перекличка (по контрасту) с «Девоч-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2