Сибирские огни, 1963, № 9
возвращаются к «самому началу», к пер- гвоистокам национального сознания, к двум березкам на деревенской околице— поэтическому символу земли русской,— черпая в этом возвращении новые душев ные силы и мужество. Хорошо ли это? Странный вопрос! Это было неизбежно как первая и естествен ная реакция на трагедию поруганной земли, пепелища родных городов, оскорб ление национальных святынь, страдания народа под сапогом нашествия. Другой вопрос, достаточно ли было этого пробудившегося национального чувства, чтобы осознать всю глубину кон фликта между силами фашизма и совет ским строем, вступившими в смертель ное единоборство? Исчерпывала ли на циональная идея всю пропасть идеоло гических различий, во -имя которых ве лась борьба? Замысел «Метелицы» Пановой возник как раз на 'решении этой большой худо жественной задачи. В «Метелице» тоже обостренно зву чит национальная тема. Действие пьесы происходит в конце 1&41 года в эстон ском городке Н., захваченном немецкими войсками. Здесь, в опустевшей и забро шенной синагоге — громадно-высоком за ле с унылой архитектурой, — уготовле но помещение для советских военноплен ных. «В этом зале еще недавно моли лись. Сейчас на нем печать гонения и одичания. Лампочка на кривом шнуре го рит одиноко и испуганно». Эта авторская ремарка служит пер вым указанием на следы недавно разыг равшейся трагедии. Самое место дейст вия — поруганный храм с черными си луэтами шестиугольных звезд на окнах, Давидовых щитов, — как бы заключает конкретное содержание пьесы в общую символическую рамку, ежеминутно напо минающую о времени чудовищных наци ональных гонений, превзошедших по сво ей массовой свирепости все, что было испытано человеком с библейских вре мен. Жуткий образ обезумевшей древней старухи-раввинши, у которой убили всех — мужа, детей, внуков и правнуков,— поддерживает сумрачный символический план пьесы. Несколько раз в течение действия появляется на сцене раввинша, чтобы на полубезумном языке высказать свое несогласие с судьбой, чтобы прокри чать свои проклятия богу, допустившему то, что произошло. «А где бог? — бормочет она. — Я его тоже звала — не отзывается. Почему он не посмотрит, как мне холодно? Почему он не даст т е обратно Мойше, Рувима, Шолома, Сару? Бог? Бог! Где ты, бог? Где. мои дети? Где мои внуки? Люди, от вечайте мне: куда вы их девали? Что вам сделали маленькие дети?.. Бог!..» Мрачный фон пьесы не дает забыть о трагедии времени, жестокости общих об стоятельств, захвативших и закруживших людей в бурную, «метельную» эпоху ис тории. Непохожих людей свела судьба в за брошенной синагоге маленького эстон ского городка. В числе десяти военно пленных, выстроившихся на перекличке под гулкими сводами (громадного зала, встретились люди разного возраста, раз ных профессий, разных национально стей, разного склада души. Здесь встретились израненный комис сар батальона Меркулов, спасенный от смерти своими товарищами, и проворо вавшийся кладовщик Дахно, спасенный от тюрьмы начавшейся войной; шахтер Я!рош, служащий Пархомов, продавец хлеба Гречка, садовод Шарафутдинов. ленинградская студентка Валя и даже вчерашний московский школьник Коля Коели — внук каталикоса всех армян. Он пошел в армию добровольцем и попал в плен. Для каждого персонажа пьесы Панова сумела найти характерную ли нию поведения, особую биографию, свой язык. Рядом с военнопленными в пьесу вхо дит целая труппа персонажей, занимаю щих промежуточное положение между немецкими завоевателями и порабощен ными советским людьми. Это товарищ городского -головы Теесалу, полицейские Сепре и Лутс, добропорядочное семейство Ильмарйне. Старый Лутс связан семей ными узами с русскими. Еще до войны его дочь вышла замуж за русского офи цера и осталась в Ленинграде. Сам Лутс стремится к одному: не слишком обижать доверенных ему пленных и не очень раз дражать вышестоящие власти. Война ког да-нибудь кончится и незачем обострять ее ожесточение, множить ее жертвы. Та кова его позиция. Лутс настойчиво при держивается своей мудрости. Но эта мудрость годится лишь для тех, кто же лает пересидеть в тихом углу бурную по ру истории. Она не возвышается над пси хологией мирного обывателя, желающего остаться в стороне от схватки. Эту линию житейского благоразумия завершает в «Метелице» явление семейства Ильмари- не — бабушки, мамы и внучки. Только один раз появляется семейство Ильмари- не под сводами синагоги, чтобы, с согла сия властей, за двадцать марок выбрать из числа военнопленных работника или. может быть, мужа для внучки, оставшей ся без жениха. Все семейство убеждено, что оно оказывает благодеяние тому, на кого падет выбор. И это, учитывая мрач ную перспективу судьбы пленных, отча сти действительно так. Но какое крохот ное, неразвитое представление о челове ке, его счастье, его свободе и праве рас поряжаться собой лежит в основе этого убеждения! Ситуация драматическая и смешная. Она написана Пановой с под линным блеском истинного искусства, по коряющего своей неожиданностью и сво ей правдой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2