Сибирские огни, 1963, № 9
чем Панова еще будет много раз писать в своих книгах, заслонено в развязке «Девочек» легкой, пьянящей атмосфе рой весны, безоблачного счастья, испол нения всех надежд и желаний. Но не этой временной утратой ощуще ния сложности жизни на переходе от войны к миру .запоминается пьеса. Глав ное в ней — это правда уже пережитого ■времени. В «Девочках» Панова «первые рас сказала о судьбах военного поколения, затронув тему, которая пройдет затем через все ее творчество. Здесь впервые, пусть несколько эскизно, Панова очерти ла характерные подробности тыловой жизни, непритязательной и скромной по внешности, но героической по своему со держащий), по душевной отдаче, с кото рой были прожиты нашими людьми во енные годы. 3 В памятном 1956 году после XX съез да партии Панова вернулась к драме во енных лет «Метелице» — пьесе трудной и не совсем обычной литературной судь бы. Первая редакция этой пьесы {«Воен нопленные») была создана в 1942 году, •в разгар великой битвы советского наро да с фашизмом. Зерном замысла, свои ми родовыми чертами «Метелица» цели ком принадлежит военной эпохе. Но про шло почти полтора десятилетия, прежде чем зерно, оказавшееся в холодной поч ве, выбросило колос. Лишь в 1957 году «Метелица» впервые была опубликована. Поставленная на сцене, она с успехом шла в Центральном театре Советской Армии и в Большом драматическом те атре им. М. Горького в Ленинграде. Меж ду возникновением замысла пьесы и окончательным его оформлением пролег ла большая историческая полоса. Свою литературную и сценическую жизнь «Метелица» не случайно обрела именно тогда, коода дух решений XX съезда партии открыл дорогу историче ской правде, отменив многочисленные вето и табу, установленные в эпоху куль та личности. Появление в свет таких произведений, как «Судьба человека» Шолохова, «Ге рои Брестской крепости» С. С. Смирнова, кинофильмов «Летят журавли», «Балла да о солдате», «Чистое небо», было вы звано потребностью осмыслить подвиг советского народа в минувшей войне, как да того заслуживает. Возрожденная «Метелица» отвечала той же потребно сти. Пересмотрев заново текст старой пьесы, Панова усилила звучание наибо лее актуальных, жизненно современных ее мотивов. Испытание временем только укрепило основной замысел драматурга. В новой редакции «Метелица» совме щает в себе ощущение трагического на кала момента, живую непосредственность отклика на величайшие потрясения вой ны и одновременно глубину философско го осмысления судьбы народа, выдержав шего всю безмерную тяжесть вражеско- ко нашествия и отстоявшего свободу и независимость своей родины. По своей теме «Метелица» Пановой непосредственно примыкает к произве дениям, отразившим (героическую эпо пею сопротивления в условиях вражеско го вторжения, оккупации, ¡плена — то есть в обстоятельствах наиболее тяжелых и трагических. |В драматургии первыми заговорили об этих обстоятельствах -Л. Леонов в «На шествии», К. Симонов в «Русских лю дях», В. Василевская в своем известном сценарии по «Радуге». Создавая «Метелицу», Панова во мно гом ¡опиралась на опыт ¡первых пьес о войне, но в некоторых и весьма важных моментах она сумела углубить ту трак товку народной и человеческой драмы, о которой поведали ее предшественники. Основной пафос «Нашествия» Леонова составляет преодоление личной драмы через приобщение к народной судьбе в момент общенациональной трагедии. Именно в этом смысл драматического «¡перерождения» характера Федора Тала нова. В рамках общей стилистики пьесы си лы нашествия, поднявшие из социально го небытия живых мертвецов, всякого ро да «бывших людей» и их прихлебателей, обрисованы Леоновым в зловеще-гротес ковых формах. Писатель не чуждается условности, символической маски, гро тескного заострения образов, ибо он стремится очертить не столько реальную, бытовую физиономию этой группы персо нажей, сколько обобщенный звериный оскал «нашествия». Такое соотношение полярных сил, столкнувшихся в схватке, позволило Л. Леонову до предела накалить эмоцио нальную атмосферу конфликта, но в из вестной мере ограничило аналитические воаможностя пьесы. Леонов первым в на шей драматургии нашел общую формулу конфликта, которую еще долго и упор но, по разным направлениям разрабаты вали другие писатели. Пьеса К. Симонова «Русские люди», заметно уступая леоновской драме в цельности и художественном совершен стве, по существу развивает ту же тему роста национального самосознания в связи с первыми уроками войны. К. 'Симонов ищет резервы стойкости в борьбе с врагом, задевая в первую оче редь национальные струны души своих героев. Их невозможно согнуть и порабо тить прежде всего потому, что они обна руживают себя как русские люди, отста ивающие землю своих отцов, дедов и пра дедов. ¡В своей пьесе К. Симонов стремится вернуть общему понятию «родина» его конкретный, исконный смысл. Его герои
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2