Сибирские огни, 1963, № 9

чем Панова еще будет много раз писать в своих книгах, заслонено в развязке «Девочек» легкой, пьянящей атмосфе­ рой весны, безоблачного счастья, испол­ нения всех надежд и желаний. Но не этой временной утратой ощуще­ ния сложности жизни на переходе от войны к миру .запоминается пьеса. Глав­ ное в ней — это правда уже пережитого ■времени. В «Девочках» Панова «первые рас­ сказала о судьбах военного поколения, затронув тему, которая пройдет затем через все ее творчество. Здесь впервые, пусть несколько эскизно, Панова очерти­ ла характерные подробности тыловой жизни, непритязательной и скромной по внешности, но героической по своему со­ держащий), по душевной отдаче, с кото­ рой были прожиты нашими людьми во­ енные годы. 3 В памятном 1956 году после XX съез­ да партии Панова вернулась к драме во­ енных лет «Метелице» — пьесе трудной и не совсем обычной литературной судь­ бы. Первая редакция этой пьесы {«Воен­ нопленные») была создана в 1942 году, •в разгар великой битвы советского наро­ да с фашизмом. Зерном замысла, свои­ ми родовыми чертами «Метелица» цели­ ком принадлежит военной эпохе. Но про­ шло почти полтора десятилетия, прежде чем зерно, оказавшееся в холодной поч­ ве, выбросило колос. Лишь в 1957 году «Метелица» впервые была опубликована. Поставленная на сцене, она с успехом шла в Центральном театре Советской Армии и в Большом драматическом те­ атре им. М. Горького в Ленинграде. Меж­ ду возникновением замысла пьесы и окончательным его оформлением пролег­ ла большая историческая полоса. Свою литературную и сценическую жизнь «Метелица» не случайно обрела именно тогда, коода дух решений XX съезда партии открыл дорогу историче­ ской правде, отменив многочисленные вето и табу, установленные в эпоху куль­ та личности. Появление в свет таких произведений, как «Судьба человека» Шолохова, «Ге­ рои Брестской крепости» С. С. Смирнова, кинофильмов «Летят журавли», «Балла­ да о солдате», «Чистое небо», было вы­ звано потребностью осмыслить подвиг советского народа в минувшей войне, как да того заслуживает. Возрожденная «Метелица» отвечала той же потребно­ сти. Пересмотрев заново текст старой пьесы, Панова усилила звучание наибо­ лее актуальных, жизненно современных ее мотивов. Испытание временем только укрепило основной замысел драматурга. В новой редакции «Метелица» совме­ щает в себе ощущение трагического на­ кала момента, живую непосредственность отклика на величайшие потрясения вой­ ны и одновременно глубину философско­ го осмысления судьбы народа, выдержав­ шего всю безмерную тяжесть вражеско- ко нашествия и отстоявшего свободу и независимость своей родины. По своей теме «Метелица» Пановой непосредственно примыкает к произве­ дениям, отразившим (героическую эпо­ пею сопротивления в условиях вражеско­ го вторжения, оккупации, ¡плена — то есть в обстоятельствах наиболее тяжелых и трагических. |В драматургии первыми заговорили об этих обстоятельствах -Л. Леонов в «На­ шествии», К. Симонов в «Русских лю­ дях», В. Василевская в своем известном сценарии по «Радуге». Создавая «Метелицу», Панова во мно­ гом ¡опиралась на опыт ¡первых пьес о войне, но в некоторых и весьма важных моментах она сумела углубить ту трак­ товку народной и человеческой драмы, о которой поведали ее предшественники. Основной пафос «Нашествия» Леонова составляет преодоление личной драмы через приобщение к народной судьбе в момент общенациональной трагедии. Именно в этом смысл драматического «¡перерождения» характера Федора Тала­ нова. В рамках общей стилистики пьесы си­ лы нашествия, поднявшие из социально­ го небытия живых мертвецов, всякого ро­ да «бывших людей» и их прихлебателей, обрисованы Леоновым в зловеще-гротес­ ковых формах. Писатель не чуждается условности, символической маски, гро­ тескного заострения образов, ибо он стремится очертить не столько реальную, бытовую физиономию этой группы персо­ нажей, сколько обобщенный звериный оскал «нашествия». Такое соотношение полярных сил, столкнувшихся в схватке, позволило Л. Леонову до предела накалить эмоцио­ нальную атмосферу конфликта, но в из­ вестной мере ограничило аналитические воаможностя пьесы. Леонов первым в на­ шей драматургии нашел общую формулу конфликта, которую еще долго и упор­ но, по разным направлениям разрабаты­ вали другие писатели. Пьеса К. Симонова «Русские люди», заметно уступая леоновской драме в цельности и художественном совершен­ стве, по существу развивает ту же тему роста национального самосознания в связи с первыми уроками войны. К. 'Симонов ищет резервы стойкости в борьбе с врагом, задевая в первую оче­ редь национальные струны души своих героев. Их невозможно согнуть и порабо­ тить прежде всего потому, что они обна­ руживают себя как русские люди, отста­ ивающие землю своих отцов, дедов и пра­ дедов. ¡В своей пьесе К. Симонов стремится вернуть общему понятию «родина» его конкретный, исконный смысл. Его герои

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2