Сибирские огни, 1963, № 9
лась незаурядными Литературными до стоинствами. На конкурс пьеса Пановой была при слана -под девизом: «С живой картины список бледный ..,» Писательница не скрывала своего при страстия к бытовому жанру, к непосред ственным картинам действительности, прямо выхваченным из повседневности, из частной жизни, из больших и малых событий истории. Место и время дейст вия пьесы обозначены краткой ремаркой: «Москва, начало века». На сцене сменяются характерные кар тины старой Москвы. Действие перехо дит из пышной церкви в убогий мещан ский подвал, на просторы Москвы-реки, в хороны богачей, городскую думу, ма стерскую модистки, знаменитый москов ский «Я>р» с цыганами. ¡Панова с большой зоркостью воссоз дает ¡подробности дореволюционного, ста ромосковского уклада. От ее глаза и слуха не ¡ускользают порой самые тонкие оттенки изображенной бытовой среды. Драматургу удается передать характер ный склад речи, детали обстановки, ко лорит времени. Бытовые и психологические краски, ¡идущие от классики, от Островского, ес тественно и закономерно оказались на па литре автора пьесы о старой Москве. Но одних только этих красок явно бы не хва тило для создания исторически достовер ной картины Москвы начала нашего ве ка, Москвы пролетарской, поднявшей знамя Декабрьского восстания в 1905 году. И это отлично сознавала Панова. В самом движении сюжета пьесы нара стают мотивы, характерные для героиче ской традиции советской литературы. Уже в ранней своей ¡пьесе Панова об наружила, что между частным бытом и историей нет глухой перегородки. Если она и была когда-либо, то ее уже нет в нашем веке. История прочно вошла в повседневность, она вклинилась в судьбы самых обыкновенных людей и уже одно это доказывает, что история делает свое дело, что перемены, вызванные истори ческой потребностью, — неотвратимы. Постижением этой закономерности опре деляется основное достоинство пьесы «В старой Москве». И напротив, ее слабые стороны всего отчетливее видны там, где от исторично сти самого быта Панова отступает к внешним декоративным решениям, пре вращающим историю из содержания в статический фон действия. Таков финал пьесы, завершающий многообразные ее мотивы иллюстративной сценой шествия ссыльных под звуки невидимого хора, ис полняющего песню «Смело, товарищи, в ногу...» Патетика и символика этой кар тины лежит на поверхности, она отделе на на значительное расстояние от основ ных узлов пьесы. Если эти узлы и нуж дались в развязке, то, очевидно, более органичной, кладущей последние штрихи на характеры и судьбы героев, продол жающиеся и за сюжетными рамками пье сы. Многими своими сторонами и особен ностями, как сильными, так и слабыми, ранние драмы Пановой обязаны времени -своего возникновения, тому уровню и ти пу исторического сознания, которым от мечена довоенная эпоха развития совет ской драматургии. Жанр историко-быто вой драмы, разработанный в пьесах «Илья Косогор» и «)В старой Москве», объединил ¡очень разнородные литератур ные традиции — от горьковской драма тургии до современных историко-револю ционных пьес, во множестве -написанных к 20-1летней ¡годовщине Октябрьской -ре волюции и вскоре после нее. Отечественную войцу Панова встрети ла, имея уже известный литературный: опыт. Грозное военное время глубоко ¡всколыхнуло все чувства, обнажило це лые массивы небывалого содержания. Творческая потребность выразить это содержание, дать исход полноте жизнен ных впечатлений не покидала писатель ницу. В 1945 году Панова написала пье су «Девочки». В ¡первом издании она име ла подзаголовок: «Сцены из жизни моих знакомых». Подзаголовок как бы лиш ний раз указывал на камерный план пье сы, подчеркивая, что речь в ней пойдет об -очень близких, интимно знакомых ав тору сторонах жизни. Но и в этом каза лось -бы узком кругу человеческих отно шений острый глаз художника отметил: общие черты и приметы трудного военно го времени. -Первые четыре сцены происходят в го роде на Каме, зимой 1941/42 года, по следние две —• весной 1945 года. Развяз ка падает на день Победы — час всеоб щего ликования и ¡торжества. Жизнь пер сонажей «Девочек» открывается перед/ нами -дважды — ¡в ¡самом начале и в са мом ¡конце ¡войны, уже одно это разделе ние- сцен во времени свидетельствует о стремлении автора обнять целую -полосу ,в ¡биографии и судьбах своих героев. Как нередко бывает у Пановой, экспо зиция, подробности, исходные очерки действующих лиц удаются ¡ей лучше, чем самое действие и развязка. Внешне сю жет в «Девочках» держится на нескольз ко искусственном осложнении, маленькой «тайне», которую ¡в течение трех лет младшая сестра ¡скрывает от старшей. Чувствуется и некоторая идилличность финала пьесы. В -нем торжествует искрен нее чувство огромного облегчения и радо сти, испытанной всеми ¡с окончанием вой ны, во одновременно -сказывается иллю зорное представление, что все трудности исчерпаны до дна и принадлежат только прошлому, что грозное ¡время кончилось и уже ничто не в ¡состоянии затуманить горизонты. Трагическое в судьбах поко ления, пережившего войну, боль утрат, сложность новых жизненных проблем, встающих перед героями, — все то, о
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2