Сибирские огни, 1963, № 9

лась незаурядными Литературными до­ стоинствами. На конкурс пьеса Пановой была при­ слана -под девизом: «С живой картины список бледный ..,» Писательница не скрывала своего при­ страстия к бытовому жанру, к непосред­ ственным картинам действительности, прямо выхваченным из повседневности, из частной жизни, из больших и малых событий истории. Место и время дейст­ вия пьесы обозначены краткой ремаркой: «Москва, начало века». На сцене сменяются характерные кар­ тины старой Москвы. Действие перехо­ дит из пышной церкви в убогий мещан­ ский подвал, на просторы Москвы-реки, в хороны богачей, городскую думу, ма­ стерскую модистки, знаменитый москов­ ский «Я>р» с цыганами. ¡Панова с большой зоркостью воссоз­ дает ¡подробности дореволюционного, ста­ ромосковского уклада. От ее глаза и слуха не ¡ускользают порой самые тонкие оттенки изображенной бытовой среды. Драматургу удается передать характер­ ный склад речи, детали обстановки, ко­ лорит времени. Бытовые и психологические краски, ¡идущие от классики, от Островского, ес­ тественно и закономерно оказались на па­ литре автора пьесы о старой Москве. Но одних только этих красок явно бы не хва­ тило для создания исторически достовер­ ной картины Москвы начала нашего ве­ ка, Москвы пролетарской, поднявшей знамя Декабрьского восстания в 1905 году. И это отлично сознавала Панова. В самом движении сюжета пьесы нара­ стают мотивы, характерные для героиче­ ской традиции советской литературы. Уже в ранней своей ¡пьесе Панова об­ наружила, что между частным бытом и историей нет глухой перегородки. Если она и была когда-либо, то ее уже нет в нашем веке. История прочно вошла в повседневность, она вклинилась в судьбы самых обыкновенных людей и уже одно это доказывает, что история делает свое дело, что перемены, вызванные истори­ ческой потребностью, — неотвратимы. Постижением этой закономерности опре­ деляется основное достоинство пьесы «В старой Москве». И напротив, ее слабые стороны всего отчетливее видны там, где от исторично­ сти самого быта Панова отступает к внешним декоративным решениям, пре­ вращающим историю из содержания в статический фон действия. Таков финал пьесы, завершающий многообразные ее мотивы иллюстративной сценой шествия ссыльных под звуки невидимого хора, ис­ полняющего песню «Смело, товарищи, в ногу...» Патетика и символика этой кар­ тины лежит на поверхности, она отделе­ на на значительное расстояние от основ­ ных узлов пьесы. Если эти узлы и нуж­ дались в развязке, то, очевидно, более органичной, кладущей последние штрихи на характеры и судьбы героев, продол­ жающиеся и за сюжетными рамками пье­ сы. Многими своими сторонами и особен­ ностями, как сильными, так и слабыми, ранние драмы Пановой обязаны времени -своего возникновения, тому уровню и ти­ пу исторического сознания, которым от­ мечена довоенная эпоха развития совет­ ской драматургии. Жанр историко-быто­ вой драмы, разработанный в пьесах «Илья Косогор» и «)В старой Москве», объединил ¡очень разнородные литератур­ ные традиции — от горьковской драма­ тургии до современных историко-револю­ ционных пьес, во множестве -написанных к 20-1летней ¡годовщине Октябрьской -ре­ волюции и вскоре после нее. Отечественную войцу Панова встрети­ ла, имея уже известный литературный: опыт. Грозное военное время глубоко ¡всколыхнуло все чувства, обнажило це­ лые массивы небывалого содержания. Творческая потребность выразить это содержание, дать исход полноте жизнен­ ных впечатлений не покидала писатель­ ницу. В 1945 году Панова написала пье­ су «Девочки». В ¡первом издании она име­ ла подзаголовок: «Сцены из жизни моих знакомых». Подзаголовок как бы лиш­ ний раз указывал на камерный план пье­ сы, подчеркивая, что речь в ней пойдет об -очень близких, интимно знакомых ав­ тору сторонах жизни. Но и в этом каза­ лось -бы узком кругу человеческих отно­ шений острый глаз художника отметил: общие черты и приметы трудного военно­ го времени. -Первые четыре сцены происходят в го­ роде на Каме, зимой 1941/42 года, по­ следние две —• весной 1945 года. Развяз­ ка падает на день Победы — час всеоб­ щего ликования и ¡торжества. Жизнь пер­ сонажей «Девочек» открывается перед/ нами -дважды — ¡в ¡самом начале и в са­ мом ¡конце ¡войны, уже одно это разделе­ ние- сцен во времени свидетельствует о стремлении автора обнять целую -полосу ,в ¡биографии и судьбах своих героев. Как нередко бывает у Пановой, экспо­ зиция, подробности, исходные очерки действующих лиц удаются ¡ей лучше, чем самое действие и развязка. Внешне сю­ жет в «Девочках» держится на нескольз­ ко искусственном осложнении, маленькой «тайне», которую ¡в течение трех лет младшая сестра ¡скрывает от старшей. Чувствуется и некоторая идилличность финала пьесы. В -нем торжествует искрен­ нее чувство огромного облегчения и радо­ сти, испытанной всеми ¡с окончанием вой­ ны, во одновременно -сказывается иллю­ зорное представление, что все трудности исчерпаны до дна и принадлежат только прошлому, что грозное ¡время кончилось и уже ничто не в ¡состоянии затуманить горизонты. Трагическое в судьбах поко­ ления, пережившего войну, боль утрат, сложность новых жизненных проблем, встающих перед героями, — все то, о

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2