Сибирские огни, 1963, № 9
мавшие умы писателей-драматургов тех лет. Отвергая односторонность незрелых эстетических концепций, скороспелых ре цептов, самодельных «теорий драмы», Горький поднял свой голос в защиту ос новных законов драматического искусст ва, пренебрежение ¡которыми ¡резко сни жало общий художественный уровень современных пьес. Общими недостатками молодой сов ременной драматургии Горький считал бедность языка авторов, его сухость, бескровность, оторванность от живых ис точников народной речи. Драма должна быть «актуальна, сюжетна, насыщена действием», утверждал' Горький. Он в.есьма критически расценивал фактогра фическую иллюстративность многих пьес, грубую шаблонность характеристик людей по «класовому принципу». Возвышаясь над крайностями споря щих сторон, Горький развивал в своей статье мысль о синтезе традиций герои ческого театра, рожденного революцией, и богатейшего опыта старой драмы, рас крывающей мир героя во всей конкретно сти его индивидуального и общественно го бытия. Поспешным выводам о неумест ности «быта» в революционной драма тургии, о том, что современный герой уже изжил в себе противоречия, харак терные для прежних эпох, Горький про тивопоставил трезвое заключение ху- дожника^историка, видящего и сознаю щего необычайную сложность процесса массовой духовной перестройки людей, только вчера освободившихся от пут классового общества. Горький писал, что «...современный литератор, драматург имеет дело с бы товым человеком, который веками воспи тывался в условиях классовой борьбы, глубоко заражен зоологическим индиви дуализмом и вообще является фигурой .крайне пестрой, очень сложной, противо речивой. Поэтому: если мы хотим — а мы хотим перевоспитать его, — нам не следует опрощать сегодняшнего, бытово го человека, а мы должны показать его самому себе во всей красоте его внутрен ней запутанности и раздробленности, со всеми «противоречиями сердца и ума». Созданием своего последнего драмати ческого цикла («Егор Булычев и дру гие», «Достигаю и другие», вторая ре дакция «Вассы Железновой») Горький намечал истинные масштабы художест венных проблем и возможностей, открыв шихся перед советскими драматургами. Он показал, какими широкими историче скими и философскими категориями дол жен мыслить художник, чтобы постичь сокровенный смысл революционной эпо хи. Этот проникающий сквозь время ис торизм был главным завоеванием, кото рым Горький обогатил советскую драма тургию тридцатых годов. Творческий опыт Горького, развитая им теоретическая программа оказали за метное влияние на развитие молодой сме ны драматургов. Под явным влиянием горьковской драматургии были написаны ранние пьесы Пановой «Илья Косогор» (1939) и «В старой Москве» (1940). В обеих пьесах ¡воспроизведен поколеб ленный дореволюционный быт россий ских мещан и хозяев, показана жизнь го родского и сельского люда в ее повсе дневных заботах, переживаниях, драмах. От текущих событий, от всего того, что занимало Панову как журналиста, она обратилась к предыстории современной эпохи, к ¡истокам противоречий, расколов ших старую Россию накануне революции. Этот кружной ход к современным проб лемам через историю, пусть не совсем от даленную, но уже оставшуюся за реша ющим рубежом, был сопряжен для начи нающей писательницы с . целым рядом специфических трудностей. Прежде все го, Панова выступала здесь бытописа- тельницей среды, знакомой ей главным образом литературно. Как драматург, она должна была пересоздать материал, ■уже уложенный ее предшественниками в разработанные художественные формы. И не случайно отпечаток подражатель ности лежит на содержании и форме ее ранних пьес. По своему построению, рас становке сил, характеру конфликтов они ассоциируются с тем, что уже было зна комо по композиции ¡горьковских «Ме щан», «Врагов», «Вассы Железновой». И лишь в подробностях, в психологиче ских оттенках характеров, в особенностях речевого склада персонажей угадывает ся ¡индивидуальное виденье еще не впол не нашедшего себя, но ищущего и зорко го драматурга. Эти индивидуальные, са мостоятельно найденные подробности и оттенки пробиваются сквозь традицион ные очертания характера Ильи Косого ра, кулака и стяжателя, выбившегося в хозяева из грязи и бедности ценою обма на, насилия, горя и слез ближних. С фи гурой Косогора в творчество Пановой входит тема призрачности человеческого счастья, основанного на власти чистога на, бессмысленности погони за личной удачей, проходящей через разбитые судьбы других людей. В сюжетных моти вах пьесы завязывается спор с той жиз ненной философией и практикой, кото рую отстаивает Илья Косогор. Если в «Илье Косогоре» Панова отда ла очень заметную дань традиции, при лежному освоению технологии драматиче ской формы, то в другой своей пьесе •— «В старой Москве» — она показала го раздо большую внутреннюю свободу об ращения с пестрым и сложным мате риалом дореволюционной эпохи. Пьеса «В старой Москве» была пре мирована на Всероссийском конкурсе в 1941 году вместе с «Машенькой» А. Афиногенова. Это был серьезный и заслуженный успех. В потоке историко- революционной драматургии конца трид цатых годов пьеса В. Пановой выделя
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2