Сибирские огни, 1963, № 9

мавшие умы писателей-драматургов тех лет. Отвергая односторонность незрелых эстетических концепций, скороспелых ре­ цептов, самодельных «теорий драмы», Горький поднял свой голос в защиту ос­ новных законов драматического искусст­ ва, пренебрежение ¡которыми ¡резко сни­ жало общий художественный уровень современных пьес. Общими недостатками молодой сов­ ременной драматургии Горький считал бедность языка авторов, его сухость, бескровность, оторванность от живых ис­ точников народной речи. Драма должна быть «актуальна, сюжетна, насыщена действием», утверждал' Горький. Он в.есьма критически расценивал фактогра­ фическую иллюстративность многих пьес, грубую шаблонность характеристик людей по «класовому принципу». Возвышаясь над крайностями споря­ щих сторон, Горький развивал в своей статье мысль о синтезе традиций герои­ ческого театра, рожденного революцией, и богатейшего опыта старой драмы, рас­ крывающей мир героя во всей конкретно­ сти его индивидуального и общественно­ го бытия. Поспешным выводам о неумест­ ности «быта» в революционной драма­ тургии, о том, что современный герой уже изжил в себе противоречия, харак­ терные для прежних эпох, Горький про­ тивопоставил трезвое заключение ху- дожника^историка, видящего и сознаю­ щего необычайную сложность процесса массовой духовной перестройки людей, только вчера освободившихся от пут классового общества. Горький писал, что «...современный литератор, драматург имеет дело с бы­ товым человеком, который веками воспи­ тывался в условиях классовой борьбы, глубоко заражен зоологическим индиви­ дуализмом и вообще является фигурой .крайне пестрой, очень сложной, противо­ речивой. Поэтому: если мы хотим — а мы хотим перевоспитать его, — нам не следует опрощать сегодняшнего, бытово­ го человека, а мы должны показать его самому себе во всей красоте его внутрен­ ней запутанности и раздробленности, со всеми «противоречиями сердца и ума». Созданием своего последнего драмати­ ческого цикла («Егор Булычев и дру­ гие», «Достигаю и другие», вторая ре­ дакция «Вассы Железновой») Горький намечал истинные масштабы художест­ венных проблем и возможностей, открыв­ шихся перед советскими драматургами. Он показал, какими широкими историче­ скими и философскими категориями дол­ жен мыслить художник, чтобы постичь сокровенный смысл революционной эпо­ хи. Этот проникающий сквозь время ис­ торизм был главным завоеванием, кото­ рым Горький обогатил советскую драма­ тургию тридцатых годов. Творческий опыт Горького, развитая им теоретическая программа оказали за­ метное влияние на развитие молодой сме­ ны драматургов. Под явным влиянием горьковской драматургии были написаны ранние пьесы Пановой «Илья Косогор» (1939) и «В старой Москве» (1940). В обеих пьесах ¡воспроизведен поколеб­ ленный дореволюционный быт россий­ ских мещан и хозяев, показана жизнь го­ родского и сельского люда в ее повсе­ дневных заботах, переживаниях, драмах. От текущих событий, от всего того, что занимало Панову как журналиста, она обратилась к предыстории современной эпохи, к ¡истокам противоречий, расколов­ ших старую Россию накануне революции. Этот кружной ход к современным проб­ лемам через историю, пусть не совсем от­ даленную, но уже оставшуюся за реша­ ющим рубежом, был сопряжен для начи­ нающей писательницы с . целым рядом специфических трудностей. Прежде все­ го, Панова выступала здесь бытописа- тельницей среды, знакомой ей главным образом литературно. Как драматург, она должна была пересоздать материал, ■уже уложенный ее предшественниками в разработанные художественные формы. И не случайно отпечаток подражатель­ ности лежит на содержании и форме ее ранних пьес. По своему построению, рас­ становке сил, характеру конфликтов они ассоциируются с тем, что уже было зна­ комо по композиции ¡горьковских «Ме­ щан», «Врагов», «Вассы Железновой». И лишь в подробностях, в психологиче­ ских оттенках характеров, в особенностях речевого склада персонажей угадывает­ ся ¡индивидуальное виденье еще не впол­ не нашедшего себя, но ищущего и зорко­ го драматурга. Эти индивидуальные, са­ мостоятельно найденные подробности и оттенки пробиваются сквозь традицион­ ные очертания характера Ильи Косого­ ра, кулака и стяжателя, выбившегося в хозяева из грязи и бедности ценою обма­ на, насилия, горя и слез ближних. С фи­ гурой Косогора в творчество Пановой входит тема призрачности человеческого счастья, основанного на власти чистога­ на, бессмысленности погони за личной удачей, проходящей через разбитые судьбы других людей. В сюжетных моти­ вах пьесы завязывается спор с той жиз­ ненной философией и практикой, кото­ рую отстаивает Илья Косогор. Если в «Илье Косогоре» Панова отда­ ла очень заметную дань традиции, при­ лежному освоению технологии драматиче­ ской формы, то в другой своей пьесе •— «В старой Москве» — она показала го­ раздо большую внутреннюю свободу об­ ращения с пестрым и сложным мате­ риалом дореволюционной эпохи. Пьеса «В старой Москве» была пре­ мирована на Всероссийском конкурсе в 1941 году вместе с «Машенькой» А. Афиногенова. Это был серьезный и заслуженный успех. В потоке историко- революционной драматургии конца трид­ цатых годов пьеса В. Пановой выделя

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2