Сибирские огни, 1963, № 9

А. Н И НО В ДРАМАТУРГИЯ 1 Проза Пановой пользуется более ши­ рокой известностью, чем ее [драматургия. Начиная со «Спутников», каждый новый роман или новая повесть писательницы вызывали активный отклик в критике, полемику, читательские споры. И эта ак­ тивность отклика не была (случайной или искусственной. За книгами Пановой чувствует­ ся напряженный ритм развития пос­ левоенной советской литературы, ее подъемы и спуски, потрясения, повороты к новым проблемам, которые выдвигает перед писателем жизнь. Взятая в целом, во всей совокупности своих тем и мотивов, проза Пановой дает достоверное, щедрое в деталях, покоря­ ющее тонкой наблюдательностью изо­ бражение нашей действительности. И хотя повествовательные компози­ ции Пановой, как правило, не очень ши­ роки, а порой и подчеркнуто камерны, они весьма интенсивны по отношению к избранному предмету, сосредоточены на том, что действительно требует художе­ ственного постижения и разгадки. Со страниц «Спутников», «Кружили- хи», «Времен года», «Сережи», «Сенти­ ментального романа» на нас смотрит множество живых лиц, отмеченных ¡рез­ кой печатью ¡индивидуального своеобра­ зия. Люди разных поколений и возрастов, разных склонностей и профессий, они составляют все вместе тот одушевлен­ ный в образах мир представлений писа­ теля о жизни, с которым можно спо­ рить, не соглашаясь с авторскими сим­ патиями и антипатиями, но которому нельзя отказать в одном решающем качестве — реальности. Именно это качество делает прозу Пановой од­ ним из наиболее живых явлений на­ шей современной литературы и позволя­ ет отнести ее произведения к лучшему из того, что было создано советскими ВЕРЫ ПАНОВОЙ прозаиками за последние полтора десят­ ка лет. Судьба драматургии Пановой сложи­ лась более скромно, хотя пристрастие пи­ сательницы к этому роду литературы проявилось очень рано и не покидает ее по сей день. Как профессиональный ли­ тератор Панова начинала именно с пьес, и эта жанровая «родословная» очень чувствуется в поэтике ее ¡зрелой прозы. Именно от драматургии идет -ее креп­ кое мастерство художественной лепки характера, живущего ¡вне прамого автор­ ского вмешательства и существующего постольку, поскольку звучит речь героя, его .неповторимо своеобразная индиви­ дуальная интонация. От драматургии же идет лаконизм Пановой, ее стремление к компактности, сжатости формы, не тер­ пящей длиннот и излишеств. Строгость отбора, четкость характеристики персо­ нажей, выразительность и точность рече­ вого языка — все это ¡исподволь было «испытано» и освоено Пановой в ее дра­ матургических замыслах. Не все из них сохранили свое художественное значе­ ние. Некоторые так и не вышли за рам­ ки литературных опытов, зато другие продолжают жить и сегодня. «Из пьес моих, — писала Панова, — опубликованы четыре: «.Илья Косогор», «¡В ¡старой Москве», «¡Метелица» и «Де­ вочки». Остальные пьесы были учебой, поисками, пробами. В работе литератора обязательны пробы и никогда не прекра­ щается ученичество» («Из автобиогра­ фии», 1959). В 1061 году появилась -пье­ са Пановой «Проводы белых ночей» («Но­ вый мир», 1961, № 2). Эта «пьеса-дис- пут» поставлена на сцене нескбльких ведущих театров страны и, по-видимому, прочно вошла в современный репертуар. Сама Панова как-то призналась, что в прозе она чувствует себя свободнее, воль­ нее, чем в драме. Форма романа или по­ вести дает ей возможность более полно

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2