Сибирские огни, 1963, № 9
А. Н И НО В ДРАМАТУРГИЯ 1 Проза Пановой пользуется более ши рокой известностью, чем ее [драматургия. Начиная со «Спутников», каждый новый роман или новая повесть писательницы вызывали активный отклик в критике, полемику, читательские споры. И эта ак тивность отклика не была (случайной или искусственной. За книгами Пановой чувствует ся напряженный ритм развития пос левоенной советской литературы, ее подъемы и спуски, потрясения, повороты к новым проблемам, которые выдвигает перед писателем жизнь. Взятая в целом, во всей совокупности своих тем и мотивов, проза Пановой дает достоверное, щедрое в деталях, покоря ющее тонкой наблюдательностью изо бражение нашей действительности. И хотя повествовательные компози ции Пановой, как правило, не очень ши роки, а порой и подчеркнуто камерны, они весьма интенсивны по отношению к избранному предмету, сосредоточены на том, что действительно требует художе ственного постижения и разгадки. Со страниц «Спутников», «Кружили- хи», «Времен года», «Сережи», «Сенти ментального романа» на нас смотрит множество живых лиц, отмеченных ¡рез кой печатью ¡индивидуального своеобра зия. Люди разных поколений и возрастов, разных склонностей и профессий, они составляют все вместе тот одушевлен ный в образах мир представлений писа теля о жизни, с которым можно спо рить, не соглашаясь с авторскими сим патиями и антипатиями, но которому нельзя отказать в одном решающем качестве — реальности. Именно это качество делает прозу Пановой од ним из наиболее живых явлений на шей современной литературы и позволя ет отнести ее произведения к лучшему из того, что было создано советскими ВЕРЫ ПАНОВОЙ прозаиками за последние полтора десят ка лет. Судьба драматургии Пановой сложи лась более скромно, хотя пристрастие пи сательницы к этому роду литературы проявилось очень рано и не покидает ее по сей день. Как профессиональный ли тератор Панова начинала именно с пьес, и эта жанровая «родословная» очень чувствуется в поэтике ее ¡зрелой прозы. Именно от драматургии идет -ее креп кое мастерство художественной лепки характера, живущего ¡вне прамого автор ского вмешательства и существующего постольку, поскольку звучит речь героя, его .неповторимо своеобразная индиви дуальная интонация. От драматургии же идет лаконизм Пановой, ее стремление к компактности, сжатости формы, не тер пящей длиннот и излишеств. Строгость отбора, четкость характеристики персо нажей, выразительность и точность рече вого языка — все это ¡исподволь было «испытано» и освоено Пановой в ее дра матургических замыслах. Не все из них сохранили свое художественное значе ние. Некоторые так и не вышли за рам ки литературных опытов, зато другие продолжают жить и сегодня. «Из пьес моих, — писала Панова, — опубликованы четыре: «.Илья Косогор», «¡В ¡старой Москве», «¡Метелица» и «Де вочки». Остальные пьесы были учебой, поисками, пробами. В работе литератора обязательны пробы и никогда не прекра щается ученичество» («Из автобиогра фии», 1959). В 1061 году появилась -пье са Пановой «Проводы белых ночей» («Но вый мир», 1961, № 2). Эта «пьеса-дис- пут» поставлена на сцене нескбльких ведущих театров страны и, по-видимому, прочно вошла в современный репертуар. Сама Панова как-то призналась, что в прозе она чувствует себя свободнее, воль нее, чем в драме. Форма романа или по вести дает ей возможность более полно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2