Сибирские огни, 1963, № 9
Романтика постижения красоты окру жающего мира —•магистральная тема и книжки стихов «Зажигаются окна» В. Пальчикова. Жажда общения с миром прекрасного у В. Пальчикова не менее велика, чем у В. Казанцева, но его поиск более целенаправлен, более конкретен и определен, так сказать, в социальном плане. Герою поэта за сто двадцать та ких «обидно маленьких минут» пребыва ния в Москве хотелось бы «успеть хоть в Третьяковку», но: Я просто молча / перед Мавзолеем Под звездами твоими постою. Откровенное любование «прекрасным сибирским летом» в «сиянии радуг и рос» не заслоняет у В. Пальчикова кра соту иного рода, красоту, созданную че ловеком, — заводы, новые плотины, кос модромы... Родная деревенская улица — «по ней коровы движутся в тумане, как будто в белом, теплом молоке»,— становится еще дороже от гордого сознания, что «она вросла обоими концами в поля, где зреет трудный хлеб страны»... В. Пальчиков умеет ненавязчиво и как-то незаметно в извечные, традицион ные человеческие представления о кра соте вдохнуть новое содержание, порож денное духом времени, изменившимися условиями трудовой деятельности людей. И сам человек, сохраняя свой естествен ный облик, предстает перед нами духов но обогащенны?:: ведь красота окружа ющего мира — дело его рук. Есть, правда, у В. Пальчикова строки и неудачные, где он начинает решать из бранную тему «в лоб», некоей газетной «скорописью». Например, об отзывчиво сти советских людей на все земные дела автор пишет так: События бурны и быстры, И вот мы смотрим зорко — Какие вести с Ангары, А также из Нью-Йорка? И скоро ли пойдет на спад Угроз и пушек гонка, И день, что начат, Чем чреват Для Кубы и для Конго? В. Пальчикову, как и многим другим молодым поэтам, надо идти сейчас не только в ш и р ь (тематически их стихи довольно разнообразны), но и в г л у б ь , искать новые повороты и решения темы, открывать иные грани, другие стороны неиссякаемой кладовой поэтического образа... Пожалуй, высшее свое проявление на пряжений поиск красоты мира находит в жажде р о м а н т и к и , жажде у моло дых всегда не утоленной. Это может показаться спорным, но мне кажется, что в наше время суще ственно изменилось не только содержа ние, смысл, который мы вкладываем в понятие «романтика», но и меняется ее, так сказать, «география». Давно обжи тые и освоенные пространства Европы утрачивают в глазах молодежи свою ро мантическую привлекательность. Роман тика «передвигается» на восток. Могут возразить: а Тульская Магнитка? а но вые домны Донбасса? Верно. И все же... она «движется» в наши края. Вряд ли случайны так участившиеся поездки по этов (и столичных, и иных) в Сибирь, на Дальний Восток, на Север. Вряд ли случайны и критические статьи под при мечательными заголовками «Стихи и километры», «Биография» и «геогра фия» и т. п. Конечно, «гастрольные» впечатления периодических выездов «на натуру», как бы по-своему они-ни были полезны, далеко не всегда помогут поэту проникнуться духом настоящей роман тики. Случайное, мгновенно поражаю щее воображение, экзотическое можно ошибочно принять за массовое, истинно романтическое. Пример тому —- «сибир ские» стихи А. Вознесенского, где псев- доромантическая экзотика «дикого угла» заслонила собой подлинную романтику современной Сибири. Очевидно, чтобы увидеть и запечатлеть в стихах не наду манную, а настоящую романтику, поэту самому нужно находиться в гуще народ ной жизни, на переднем крае трудовой борьбы. В этом отношении, скажем, си бирские поэты находится в более «выгод ном» положении, чем поэты, у которых качество стиха «зависит» от количества наезженных километров. Правда, моло дым сибирским авторам, издавшим свои первые сборники стихов, не всегда хва тает еще поэтического опыта, мастер ства, умелого обращения с фактическим и словесным материалом, но не трудно заметить, что они находятся на верном пути, что .сама жизнь, которой они жи вут, подсказывает им единственно пра вильный взгляд и на мир, и на смысл ро мантики, в конце концов. В этом — за лог их будущих поэтических успехов и достижений. Итак, в чем же она, романтика нашего времени? Романтикаг Где она? Вижу вдали В колесах тачанок шумят ковыли. Буденовки набок. Следы на меже... Об этом не надо. Писали уже. Это говорит молодой поэт В. Гусен- ков, автор сборника «Корабли выходят на орбиты», явно подражая М. Светлову. В другом стихотворении он пишет: Один пулемет и четыре коня. Чубатый парнишка глядит на меня. Казацкие сотни уходят в туман.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2