Сибирские огни, 1963, № 9
Не дрова, а ксилофон! От поленницы к сараю Эхо скачет кувырком, Я играю, я играю На морозе топором. Уже здесь заметен один из основных поэтических приемов автора, умело ва рьирующийся и в других стихах: одушев ление, о ч е л о в е ч и в а н и е самого про цесса работы и вещей, предметов, обсто ятельств, с ней связанных. По утверждению В. Казанцева, его ли рическому герою знаком «трудовой, ра бочий, страдный, до костей проникший пот». Эти декларации подкрепляются убедительным поэтическим описанием трудового процесса, картинами работы, за которыми, как «за подрамником», угадывается и сам рабочий человек. Од но из лучших, на мой взгляд, стихотво рений — «Краны» — внешне представ ляет собой рассказ о том, как строился дом, как «неизменно утром рано, акку ратные всегда, два худых, высоких кра на начинали день труда». Дом рос, «как на опаре», «распрямлялся в полный рост» и, наконец, на голом месте «утвер дился, как утес». Само по себе такое описание не имело бы сколь-нибудь зна чительной художественной ценности, ес ли б поэт не сумел подать все это в нео жиданном психологическом ракурсе: И в соседстве с великаном, Осветившим все вокруг, Будто пара стариканов, Краны как-то сникли вдруг. В стороне, ссутулив спины, Свесив головы на грудь, Встали оба, будто сына Провожали в дальний путь. Столь же острым поэтическим гла- зом высмотрена глубинная суть жизнен ных и трудовых процессов и явлений в стихах «Новый дом», «Линия» и др. Есть у В. Казанцева и стихи иного плана. В них автора интересует динами ка созревания какого-то одного, сиюми нутного человеческого чувства, настрое-' ния, без приложимости его к конкретно му действию, поступку. И вот в такого- то рода стихах поэта чаще всего подсте регает неудача. Готовность схватить и зафиксировать рождение любого, пусть незначительного человеческого чувства, ощущения, настроения и т. п. приводит иногда В. Казанцева к мелкотемью, к вы делке лирических безделушек. Таково стихотворение «Между сосен тонких, ры жих», весь смысл которого умещается в таких заключительных строках: «Я на миг замру на лыжах — в тишине раз дастся вдруг учащенный сердца стук. Только это не от бега, а от сосен и сне га, от тропинок заячьих, от следов не знаю чьих». Никуда все-таки не уйдешь от истины, частенько игнорируемой: мелкая тема — убогая мысль. Некоторые стихи В. Казанцева просто невозможно принять: На этом белом-белом, Под этим синим-синим Мы остановку сделаем, Мы свой шатер раскинем. У сосен-исполинов, У их стволов зеркальных Мы будем, лица вскинув, Мечтать о дальних-дальних. И будут песни петы. И будет сон усталый. И на краю планеты Займется алый-алый. Что это — стихотворение или ребус? Да так, лирический пустячок, «глубокая философия на мелких местах». Неудачи В. Казанцева объясняются тем, что стихи его чаще строятся на от крытиях не смыслового, а чисто формаль ного порядка: не что сказать, а как ска зать. Поэта ведет за собой не смысловой, образ, а словесный, играющее, самоцен ное слово: Я иду, красиво лгу Про иву да про иволгу. Девчонка — зелень и наив. Ее волнует зелень ив И Т. Д. И Т. П. Самодельная игра словом, как тако-- вым, находится у В. Казанцева в связи с еще одной особенностью его поэтиче ской натуры, которая может плодить как достоинства, так и недостатки. Молодой автор находится сейчас в плену своей буйной поэтической впечатлительности.. Стихии окружающего мира целиком его- захлестывают. Из тем, которые ему предлагает природа и жизнь, он не мо жет выбрать темы значительные и истин но поэтические, а берется за первое, что подсказывает ему воспаленное воображе ние и стихийная жажда творчества. Мно гим стихам В. Казанцева явно недостан ет гражданского пафоса, социальной остроты, актуальности. Отсюда — столь многочисленные вариации и переложе ния на так называемые «вечные» темы, исполненные не без «технологической» виртуозности, но оставляющие часто чи тателя равнодушным. Поэтому-то сбор ник «В глазах моих небо» воспринима ется как обещание чего-то большего в будущем, обещание, подкрепленное не сомненным поэтическим дарованием ав тора. Обязанность каждого истинного поэ та —ни на минуту не забывать, «чем дышит мир» сегодня, жить «его бедой, его судьбой» (В. Пальчиков). Тогда по иск красоты будет плодотворней, значи тельней, напряженней. Тогда читателю станет ясно, ради чего ведется этот по иск, что хочет открыть и утвердить по эт в жизни, в мире, в людях, что меша ет еще этому утверждению прекрасного, «разумного, доброго, вечного».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2