Сибирские огни, 1963, № 9
пазухой» рубли, и каждый проданный листик уносит из души человека что-то очень важное, без чего он не может на зываться человеком: А совесть продана по листику — Теперь попробуй, собери! 3 Стихотворение П. Маштакова «Тор гаш» вводит нас в круг тем, которые можно охарактеризовать как активное отрицание зла, косности, всего отживше го и тлетворного в жизни, что тормозит наше движение вперед. Современный герой нашей поэзии — это человек, воспитанный в сложившей ся после XX и XXII съездов партии ат мосфере общественного подъема, полно го раскрепощения творческих сил наро да, поисков прочных нравственных кри териев. Этот человек — беззаветный по борник правды, враг всякой рутины и ханжества, шаблонов и догм. Тема активной борьбы со злом реша ется молодыми поэтами в двояком пла не. Первый план — разоблачение зла, действующего, так сказать, в мировом масштабе,— в лице угнетателей, колони заторов, поджигателей войны; тема эта тесно сливается с темой защиты мира (публицистическая лирика В. Порядина и И. Краснова, поэма С. Козловой «Две матери» и др.). Второй план — борьба со злом внутри нашей страны — со всякого рода мошенниками, ханжами, расхитите лями общественного добра, очковтирате лями, тунеядцами, моральными уродами («Гордость», «Ученица», «Дом» С. Коз ловой, «Когда начальство наезжало» А. Романова, «За окошком снежинки ме чутся» и «Догорело, выцвело на западе» В. Пальчикова и др.). Действенная и беспощадная борьба со злом продиктована не только прямой реакцией современника на отрицатель ные явления культа личности, не только хорошей агрессивностью человека, вдруг воочию увидевшего, что еще не все уст роено ладно и красиво в нашей жизни. Активное отрицание зла органически вы текает из высоких гуманистических убе ждений современника, оно тесно взаимо связано с утверждением в его сознании возвышенных идеалов коммунистическо го завтра. Вот почему поэтические фор мулы типа «Добро должно быть с кула ками» (С. Куняев) воспринимаются и как призыв к действию, к борьбе с неправдой и как утверждение доброты и красоты человеческих отношений. Нетерпимость к злу во всех его формах и проявлениях сочетается у нашего современника с ре шительной борьбой за прекрасное в жиз ни. ...Поэтесса Л. Татьяничева в одном из стихотворений рассказала, как однажды в руках рабочего, направляющегося в ночную, она увидела речную лилию: Не знала отродясь моя строка Обыденней И праздничней соседства: Натруженная добрая рука И лилия, Прекрасная, как детство. Если вдуматься в сказанное, та не только «праздничным» покажется это соседство рабочей руки и лилии, но и глубоко символичным: человек труда по стигает красоту, приобщается к каким- то нетленным э с т е т и ч е с к и м ценно стям мира, которые не всегда ему были доступны: «ведь на многое в бурях Вре мени у него не хватало времени». (И. Фо- няков). Все сильнее ощущается в рабочем че ловеке духовная потребность приник нуть к чистому и облагораживающему роднику искусства. И только в наше вре мя, говоря условно, «лилия в натружен ной руке» становится зримой реально стью — человек труда становится поэ том, художником, музыкантом... Мы уже говорили о гордости своей ра бочей профессией у героев Н. Касьяно ва, П. Маштакова. Она, эта профессия хлебороба, строителя, изыскателя, и пи тает «Рабочую Музу» молодых поэтов, она становится «для поэзии основой»: Ведь строка уверенней звучит, Если жизнь — поэзия сквозная. Можно все заочно изучить, Только жизнь заочно не познаешь. (П. Маштаков). Вот это стремление познать жизнь не «заочно», а самому, окунувшись в ее гу щу, открыть ее красоту, удивиться мно- гообразию ее форм и проявлений — цен нейшее качество нашей молодой поэзии. Я принял этот мир — Огромный, новый, Потрогав, Осмотрев, — не сгоряча... В этих строках А. Романова выраже на другая важная черта молодого поэти ческого героя: он изучает мир основа тельно, в подробностях, исследует, анали зирует, сопоставляет... Тут, правда, поэ ту иногда угрожает опасность оказаться в плену скрупулезной описательности, утерять за деталями главное в искусст ве — живую гражданскую, социально значительную мысль. ...Молодой поэт В. Казанцев — автор интересного сборника «В глазах моих не бо». Он умеет извлечь поэтическую иск ру из самых, казалось бы, прозаических вещей и явлений. Вот не лучшие, но ха рактерные для В. Казанцева строки (в них речь идет о таком обыденном явле нии, как колка дров): И слоеные поленья, Издавая слабый звон, На дворе заводят пенье,.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2