Сибирские огни, 1963, № 9

пазухой» рубли, и каждый проданный листик уносит из души человека что-то очень важное, без чего он не может на­ зываться человеком: А совесть продана по листику — Теперь попробуй, собери! 3 Стихотворение П. Маштакова «Тор­ гаш» вводит нас в круг тем, которые можно охарактеризовать как активное отрицание зла, косности, всего отживше­ го и тлетворного в жизни, что тормозит наше движение вперед. Современный герой нашей поэзии — это человек, воспитанный в сложившей­ ся после XX и XXII съездов партии ат­ мосфере общественного подъема, полно­ го раскрепощения творческих сил наро­ да, поисков прочных нравственных кри­ териев. Этот человек — беззаветный по­ борник правды, враг всякой рутины и ханжества, шаблонов и догм. Тема активной борьбы со злом реша­ ется молодыми поэтами в двояком пла­ не. Первый план — разоблачение зла, действующего, так сказать, в мировом масштабе,— в лице угнетателей, колони­ заторов, поджигателей войны; тема эта тесно сливается с темой защиты мира (публицистическая лирика В. Порядина и И. Краснова, поэма С. Козловой «Две матери» и др.). Второй план — борьба со злом внутри нашей страны — со всякого рода мошенниками, ханжами, расхитите­ лями общественного добра, очковтирате­ лями, тунеядцами, моральными уродами («Гордость», «Ученица», «Дом» С. Коз­ ловой, «Когда начальство наезжало» А. Романова, «За окошком снежинки ме­ чутся» и «Догорело, выцвело на западе» В. Пальчикова и др.). Действенная и беспощадная борьба со злом продиктована не только прямой реакцией современника на отрицатель­ ные явления культа личности, не только хорошей агрессивностью человека, вдруг воочию увидевшего, что еще не все уст­ роено ладно и красиво в нашей жизни. Активное отрицание зла органически вы­ текает из высоких гуманистических убе­ ждений современника, оно тесно взаимо­ связано с утверждением в его сознании возвышенных идеалов коммунистическо­ го завтра. Вот почему поэтические фор­ мулы типа «Добро должно быть с кула­ ками» (С. Куняев) воспринимаются и как призыв к действию, к борьбе с неправдой и как утверждение доброты и красоты человеческих отношений. Нетерпимость к злу во всех его формах и проявлениях сочетается у нашего современника с ре­ шительной борьбой за прекрасное в жиз­ ни. ...Поэтесса Л. Татьяничева в одном из стихотворений рассказала, как однажды в руках рабочего, направляющегося в ночную, она увидела речную лилию: Не знала отродясь моя строка Обыденней И праздничней соседства: Натруженная добрая рука И лилия, Прекрасная, как детство. Если вдуматься в сказанное, та не только «праздничным» покажется это соседство рабочей руки и лилии, но и глубоко символичным: человек труда по­ стигает красоту, приобщается к каким- то нетленным э с т е т и ч е с к и м ценно­ стям мира, которые не всегда ему были доступны: «ведь на многое в бурях Вре­ мени у него не хватало времени». (И. Фо- няков). Все сильнее ощущается в рабочем че­ ловеке духовная потребность приник­ нуть к чистому и облагораживающему роднику искусства. И только в наше вре­ мя, говоря условно, «лилия в натружен­ ной руке» становится зримой реально­ стью — человек труда становится поэ­ том, художником, музыкантом... Мы уже говорили о гордости своей ра­ бочей профессией у героев Н. Касьяно­ ва, П. Маштакова. Она, эта профессия хлебороба, строителя, изыскателя, и пи­ тает «Рабочую Музу» молодых поэтов, она становится «для поэзии основой»: Ведь строка уверенней звучит, Если жизнь — поэзия сквозная. Можно все заочно изучить, Только жизнь заочно не познаешь. (П. Маштаков). Вот это стремление познать жизнь не «заочно», а самому, окунувшись в ее гу­ щу, открыть ее красоту, удивиться мно- гообразию ее форм и проявлений — цен­ нейшее качество нашей молодой поэзии. Я принял этот мир — Огромный, новый, Потрогав, Осмотрев, — не сгоряча... В этих строках А. Романова выраже­ на другая важная черта молодого поэти­ ческого героя: он изучает мир основа­ тельно, в подробностях, исследует, анали­ зирует, сопоставляет... Тут, правда, поэ­ ту иногда угрожает опасность оказаться в плену скрупулезной описательности, утерять за деталями главное в искусст­ ве — живую гражданскую, социально­ значительную мысль. ...Молодой поэт В. Казанцев — автор интересного сборника «В глазах моих не­ бо». Он умеет извлечь поэтическую иск­ ру из самых, казалось бы, прозаических вещей и явлений. Вот не лучшие, но ха­ рактерные для В. Казанцева строки (в них речь идет о таком обыденном явле­ нии, как колка дров): И слоеные поленья, Издавая слабый звон, На дворе заводят пенье,.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2