Сибирские огни, 1963, № 9
тематическую ткань стиха элемент сказ ки, «виденья», и, право же, стихотворе ние от этого только выигрывает. Чаще же стихи его представляют собой поэти чески оформленный комментарий к тому или иному жизненному или биографиче скому факту. А ведь лирике, как ника кому другому жанру, кроме, разве, сказ ки и мифа, предуказана «езда в незнае мое», фантазия, домысел, широкая ассо циативность и метафоричность, неожи данность приобщения к чуду поэзии. Прав А. Прокофьев: «Коль нету чуда — не стихи!» Конечно, живой факт жизни и неожи данное чудо поэзии не противоречат друг другу. Все дело в том, сумеет ли поэт так художественно «препариро вать» житейский факт, так переплавить его в своей творческой лаборатории, чтобы из него вышло чистое золото ис кусства. А настоящее искусство всегда удивляет и обогащает человека. 2 Молодежь ищет пути в жизни. Тема, кажется, не новая. Отголоски спора об «ищущих» или «нашедших» еще порой слышатся в наших печатных и устных выступлениях, хотя «кривая» всех пре ний вроде бы бесповоротно повернулась к тому верному общему выводу, что ге рои и «ищущие», и «нашедшие» имеют право на внимание художника. Только в расстановке их в художественном про изведении необходимо соблюдать пра вильные пропорции, знать меру, сле довать правде жизни. Что касается нашей молодой поэзии, то, разумеется, и здесь встречаются ге рои, внутренний мир которых смутен, неопределенен, а жизнь сумбурна и не- устроена. Но не о них речь. В основном, в главном — герой нашей молодой по эзии предстает перед нами как человек, занявший свое место в «рабочем строю» жизни, но не утративший чувство поиска, сильный тягой к новому, активный, целе устремленный. Это не значит, что он видится нам как характер, во всех отно шениях и полностью сформировавшийся. Он растет, крепнет, идейно и нравствен но мужает. На этом пути бывают и ошиб ки, и заблуждения, и метания. Но не они все-таки определяют общественную фи зиономию, моральный облик молодого поэтического героя как представителя своего поколения. Мы видели, к примеру, что герои И. Краснова и В. Порядина раз и навсег да определили свое отношение к миру и людям, к жизни и борьбе. Таков же герой книжки Н. Касьянова «Дыхание жизни». Это человек труда, он горд сво ей рабочей профессией, он выбрал ее на всю жизнь: Мы всю жизнь в работе, как в рубахе, Нам покоя сила не дает! Можно усомниться в правомерности подобного, поэтического сравнения, но нельзя не почувствовать, что сказано это от души. Самая существенная черта характера рабочего человека Н. Касьянова — щед рость, щедрость отдачи на благо народа своих сил, способностей, сноровки, ума. Поэзия работы, трудового процесса близ ка и понятна Н. Касьянову. Здесь у него немало точных деталей и штрихов, мет ких наблюдений, свидетельствующих о том, что сам поэт пережил и испытал многое из того, о чем пишет («Руки груз чиков», «Работа», «Обед», «Время», «На разгрузке вагонов»). К сожалению, далеко не всегда удает ся Н. Касьянову вылепить цельный по этический образ, удачно и убедительно завершить мысль, дать неожиданное и значительное обобщение. Происходит это тогда, когда автор увлекается «живо писанием» общечеловеческих качеств ге роя. В стихотворении «Кто я?» лириче ский герой таким образом рекоменду ет себя читателю: «Я делаю дело: стихи пишу, бетон лопатой ворочаю, строю до ма, землю пашу и славлю руки рабочие... Кто я? Человек, такой же, как вы... Мне зла от рождения не дали. Я рад успехам друзей своих и даже удачам недру гов»^!). Удивительно «разносторонен», незло бив и благодушен герой Н. Касьянова в этом стихотворении! Замысел автора явно не удался: типизации лучших черт людей труда в облике лирического ге роя не получилось. А сложность его ду шевного мира фактически подменена здесь расплывчатостью, аморфностью характера, вмещающего в себя самые разноречивые и очень общие, абстракт ные, всечеловеческие качества. В ре зультате любое эмоциональное движе ние, любой жизненный и биографиче ский факт, любая человеческая черта оказываются достойными стихотворного «оформления». Какая уж тут обобщаю щая мысль — ведь список общечелове ческих добродетелей можно продолжать до бесконечности... Куда может привести подобный метод «всенепременных» обобщений,— пока зывает стихотворение другого автора — В. Гусенкова. Называется оно «Рабочее предместье» и начинается вроде бы обе щающе: Не с поэтическою лестью Иду к рабочему предместью, Я с ним давно уже знаком. А дальше все сводится к ничего не го ворящим зарисовкам; «За шторку спря тавшись лисичкой, смеется девочка с косичкой. И чья-то машет мне рука. Иду
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2