Сибирские огни, 1963, № 9
Нет краше и дороже ремесла. Потом окно открылось: — К телефону! А через три минуты он уехал, Одетый по-походному. («Баллада о генерале») Вот в этой связи, в слиянии «любви к простой работе мирной с готовностью подняться по тревоге», в постоянно жи вущем в солдате чувстве слитности с родной землей, которую он призван за щищать,— самая характерная черта ли рического героя И. Краснова. Пока такие люди есть на свете, Не одичает, не погибнет мир. И тут перебрасывается невидимый мо стик от темы минувшей войны к теме защиты мира в наше время, теме острой и злободневной: ведь «до сих пор бредо вый клич вояк над изможденным миром свищет плетью» (В. Порядин). Война, детство военных лет — не за бывающаяся частица биографии людей, родившихся в тридцатых годах. И отно шение к войне и миру — для них не от влеченная проблема. Молодые советские поэты определяют свой взгляд на волну ющие все человечество проблемы не пу тем абстрактных умозаключений и не чтением истории только, но и исходя из того горького и незаимствованного опы та, который они вынесли из своего дет ства и который дает им повседневная со циальная и политическая практика совре менного мира. Вот почему испытываешь доверие к стихам молодых поэтов о вой не и мире. Стихи эти часто декларатив ны, но это декларации страстные, иду щие от сердца. Стихи эти, естественно, публицистичны, но это публицистика вы страданная и потому убеждающая. Борьба двух миров, «все возраста ющий контраст» двух цветов времени — красного и черного, времени Ленина и революций и — времени «ярма и рели гий»,— сквозная тема поэтической книж ки В. Порядина «Свидание с землей». Два мира, • Враждебных как жизнь и смерть, Кто сможет их примирить? Давно ль между ними кровавый бой В полях изможденных затих? И пусть сегодня в воронках войны Синеют глаза озер, Пусть в почвах, пропитанных кровью, опять Дают семена ростки, Пусть пляшет одной ногой инвалид На свадьбах своих сыновей, Мы знаем, в ствол неостывший враг Загнал боевой патрон. Граница двух миров проходит «не по земле», а по нашим, человечьим серд цам — такова основная мысль лирико публицистической поэмы В. Порядина «Границы». Это поэма о поруганной любви — «капле в море вражды». Гра ница двух миров разделяет сердца влю бленных, «подобно передовой». Насто ящая любовь, по мысли автора, сильна единством взглядов и убеждений, един ством мировоззрения. Поэтому-то в поэ ме так остро и прямо поставлен вопрос: «А ты, любимая? Кто мне ты: соратник иль кровный враг?» Столь же категоричен в утверждении своего нравственного идеала, своего взгляда на мир поэт и в стихах «Ничей ная земля», «Сон», «Кредо», «Время» и другие. И как злободневно звучат сегод ня строки стихов В. Порядина, когда вскрыта гибельность и иллюзорность те орийки «мирного сосуществования» в об ласти идеологии! Публицистическая лирика В. Поряди на сильна своим гуманистическим пафо сом и актуальностью поставленных про блем, недвусмысленной ясностью оценок и эмоциональной накаленностью стиха. Многолюден мир его поэзии: строитель и врач, пахарь, кузнёц и солдат, Проме тей и Галлилей, Эйнштейн и даже... снежный человек — поэтическая «номен клатура», как видим, весьма обширна, многолика. В. Порядин свободно опери рует такими философскими категориями и понятиями, как время, пространство, движение, скорость и т. д., обнаруживает недюжинные знания по части истории и мифологии. И все это не столько, так сказать, своеобразный интеллектуалист- ский «антураж» избранной темы, сколько особенность поэтического мыш ления поэта, стремящегося быть «с ве ком наравне» во всех главнейших обла стях современного знания. Историзм мышления, философичность рассуждений — это, конечно, хорошие черты поэтического стиля, но хотелось бы в ряде случаев видеть поэзию В. По рядина более прицельной, более конкрет ной по а д р е с у , подобно лучшим об разцам советской политической лири ки — от Маяковского до Суркова и Си монова, влияние которых на молодого поэта несомненно. Большая социально- политическая мысль, извлеченная из современного жизненного факта или явления, а не только из истории, филосо фии и мифологии, — вот чего иногда не достает поэту и что могло бы наполнить его стих живой и горячей достовер ностью. Разумеется, фактами, конкретными жизненными событиями и явлениями поэту нужно пользоваться умело, чтобы стихи не превратились в фактоописа- тельство, в иллюстраторство. И тут, между прочим, раскрывается один изъян или недостаток стихов И. Краснова, о ко тором было говорено выше. Его стихи, как правило, построены на фактическом материале. Пожалуй, только в одном стихотворении — «Сиявский бор» — И. Краснов делает попытку отойти от поэтической фактографии и вводит в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2