Сибирские огни, 1963, № 9

Как были наши враги похожи На тех, Кого проклинаешь ты! Стихи молодых поэтов о минувшей войне, если их собрать воедино, соста­ вили бы большой и волнующий рассказ о всенародном подвиге, о подвиге отцов, поведанном детьми... В последнее время все настойчивей становится требование показать в худо­ жественных произведениях солдата-сов- ременника, отразить сегодняшний день нашей армии. Это справедливо. «Стран­ но,— говорил на совещании молодых по­ этов в ЦК ВЛКСМ Я. Смеляков,—■что в книжках молодежи призывного армей­ ского возраста, в книгах молодых людей, недавно закончивших свою армейскую службу, крайне мало стихов и песен о сегодняшней Советской Армии. Для мо­ лодых людей, прошедших армейскую службу или готовящихся к призыву, дол­ жно стать естественной потребностью со­ здание боевых песен, мужественных мар­ шей, лирических и эпических поэм о на­ ших пехотинцах, подводниках, ракетчи­ ках. Нетерпимо, что такая важная, инте­ ресная тема находится в полузабвении». Полистаем первые книжки поэтов... Действительно, стихов и песен о солда- те-современнике почти нет. Только два стихотворения В. Гусенкова (Земля», «На кабеле») сиротливо «пытаются» при­ крыть брешь в этой важной теме. Но вот в руки попадает сборник И. Краснова «Сиявский бор», и начинаешь верить, что не всеми забыта современная сол­ датская тема. Лирический герой И. Краснова стар­ ше летами и богаче жизненным опытом, чем герои других поэтов, издавших пер­ вые книжки. Да и сам И. Краснов по возрасту своему к «молодым» может быть причислен разве что условно. Но как сказал его младший собрат по поэти­ ческому цеху В. Пальчиков: Возраст — что... Живи, пожалуй, до ста, Но смотри — и в этом весь вопрос — Чтобы как-то, где-то очень просто Возраст твой Тебя не перерос. К счастью, про И. Краснова этого не скажешь. И хотя начал он печататься давно, только сейчас, имея перед глаза­ ми первую книжку стихов И. Краснова, мы можем более полно и точно опреде­ лить характер и «координаты» его поэ­ тической «орбиты». Сборник «Сиявский бор» (и особенно цикл стихов «Слово солдата») — своеоб­ разная поэтическая биография современ­ ного советского солдата, кадрового офи­ цера нашей армии. Ему как «на роду на­ писано» стать воином-защитником Роди­ ны: даже родился он «в феврале, двад­ цать третьего, в ночь под праздник ар­ мейский: уж так повезло!» Но не зря нас солдатами звали с рождения. Подросло в самый раз и, врагам на беду, Под ружье становилось мое поколение В дни воздушных тревог в сорок первом году. Герою И. Краснова знакомы и суро­ вые дороги войны, и воля советского солдата к победе, и нечеловеческое . на­ пряжение боя, и раны, и госпитали, и неуемное стремление после выздоровле­ ния вновь взять в руки оружие. Но са­ мое удивительное то, что в эти тяжкие и грозные времена человек сохранил не^- тронутой чистоту и благородство своей отзычивой души, не позволил ей зачер­ стветь, замкнуться, упиться горем и ут­ ратами, которых было тогда немало. И не случайно солдат И. Краснова посы­ лает на родину, «как лучший трофей», цветок ландыша, что приткнула к мино­ метной трубе женщина в Бухаресте («Письмо из Бухареста»), И поистине священна та солдатская неправда в пись­ ме к матери, что они, «мол, от фронта далеки», хотя на самом деле было «труд­ ней, чем в Дантовом аду» («Матери»). Кто должен был сберечь Россию — Никак не мог себя беречь. Военный журналист, И. Краснов хоро­ шо знает и современную солдатскую жизнь, воинский быт, те учения, манев­ ры и марши мирного времени, без кото­ рых невозможна победа в бою. «Ощуще­ ние боя», что ходит ознобом по солдат­ ской спине на тренировочных стрельбах, «предзалповое ощущение», нигде солда­ та не покидающее, как бы символизирует постоянную боевую готовность нашего воина, незатухающее в нем чувство от­ ветственности за оборону страны. И все же сокровенные помыслы и устремления лирического героя И. Краснова — в тру­ де мирном и созидательном. В этом не­ трудно убедиться: стоит только посмот­ реть, «как осторожно танкисты в щепот­ ку берут семена», сажая у казармы цве­ ты («Солдаты сажают цветы»); стоит только понять «соображения» солдата под проливным дождем на марше: «Те­ бе не дождь на плечи льется, а стопудо­ вый урожай» («Под дождем»). Примечательна фигура сурового и за­ служенного, овеянного «дымком легенд» генерала, который «у солдата робость вызывал». Однажды довелось увидеть его «через забор дощатый»... за верста­ ком: По пояс голый, как античный бог. Он мастерил для дочки этажерку, И на его обветренных губах Блуждала простодушная улыбка. Он наслаждался ароматом стружек. Он царствовал средь инструментов звонких. Казалось, что на свете для комдива

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2