Сибирские огни, 1963, № 9
Наконец, есть еще одно важное обсто ятельство. Тема минувшей войны замет но оживилась в искусстве последних лет. В художественном обращении к этой те ме открывается простор для постановки многих социальных, философских и нрав ственных проблем, волнующих человече ство в наше время. И важно, что моло дые поэты, рассказывая о детстве, пы таются тем самым, исходя из своего жиз ненного опыта и по-своему, осмыслить актуальную для современности пробле му войны и мира... Повседневная поэтическая практика свидетельствует, что тема Великой Оте чественной войны (а, значит, и тема су рового военного детства) далеко еще не «отработана» и что сдавать ее в «архив» нельзя. Я начал помнить Запахи акаций, Вкус хлеба черного И цвет слепящий неба В год поражений и эвакуаций, В дни бед И нарастающего гнева. Так пишет о вторжении войны в мир детства В. Порядим. Рассказывая о безвременно ушедшем, израненном войной детстве, поэты не стремятся дать полную его картину, ос ветить все его стороны и проявления. Мощный поэтический прожектор памяти выхватывает из глубины лет лишь наибо лее яркие и острые моменты — незажи вающие раны сердца. Часто в стихах встречающийся образ «хлеба войны», что был «тяжел, как глина, вязок», символи зирует беды и лишения, выпавшие на долю детей и женщин, оставшихся в тылу. Теплые, идущие от сердца слова уте шения и сочувствия находят молодые поэты, когда говорят о беспримерном подвиге женщины-матери в годы войны: Оно во мне. Недавнее былое. Я без отца поднялся и окреп,— Мне ль не понять, Какой тебе ценою Достался хлеб, Меня вскормивший хлеб. У героя В. Пальчикова горячая сы новья благодарность и признательность матери (ведь «никакою сдобой» сейчас невозможно расплатиться с ней за «чер ный, вязкий, тот» хлеб горьких военных лет) нерасторжимо сплавлена с чувством высокой моральной ответственности пе ред народом, все пережившим, выстра давшим и победившим. П. Маштаков, развивая ту же тему, рассказывает читателю о редких в то су ровое время деревенских свадьбах, ког да жениху на другой же день вручали повестку: А мать кричала: «горько!*, «горько!» — И горько было на душе... Но Катя пела в такт трехрядки И не склонялась головой, И гордо шла, чтоб стать солдаткой. Как знать? А может, и вдовой. Отцов своих, погибших в боях с вра гами, дети военных лет почти не помнят, а знают «больше по рассказам». Поэтому главными героями стихов о войне явля ются сверстники поэтов, их матери и сестры, в тылу сделавшие все возмож ное и невозможное для победы на фрон те. В. Порядин в стихотворении «Смех» психологически убеждающе показывает, как возрождается и утверждается чувст во уверенности в конечной победе над врагом в душе мальчишки, который «ду мал: жизнь — лишь слезы и печали и страшных похоронных ожиданье». В это страшное время, когда даже мальчишки «не смеялись, считая смех великим пре ступленьем», вдруг... грянул смех. Как вызов, он прозвучал «неслыханным про тестом» «среди кромешной ночи сурово сти». И мальчишка, рванувшийся было унять хохочущих девчонок, неожиданно опешил, увидев, как раненый солдат «вдруг потянулся к смеху, словно к све ту»: То, разломав неверия чугунность, Рожденная среди огня и дыма, В сердцах девчонок Пробуждалась юность, А юность ведь всегда непобедима. Воспоминания военного детства не яв ляются у молодых поэтов самодовлеющи ми, самоцельными. Они, как правило, служат ступенькой для лирико-философ ского (как у В. Порядина) или морально- этического (у В. Пальчикова и П. Маш- такова) осмысления жизненных явлений и событий. Часто невидимые, но прочные нити связывают эти стихи о недалеком прошлом с живой современностью, так как поставленные в них проблемы соци ального, философского и этического ха рактера злободневны и по сию пору. Великая Отечественная война была для нашего поколения первым уроком большой истории, определившим отно шение вступающего в жизнь человека к силам добра и зла в современном мире. Знаменательны в этом плане строки об ращения к Опанге Полин Лумумбе из стихотворения С. Козловой «Солнце бу дет светить!»: Помню я землю в снежной шинели, Взрывы, Сирен проклятую музыку... Помню: Тогда от горя чернели Лица у женщин русских. Цивилизованные, Белокожие, В тело ребенка вонзавшие штык,—
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2