Сибирские огни, 1963, № 9
ши дни Сибирь стала форпостом комму нистического строительства, воплощени ем духа времени, его масштабности. Это не значит, что другие районы стра ны потеряли в наших глазах всю свою привлекательность. Справедливо сказа ла поэтесса М. Борисова: «Елабуга — она ж не виновата, что там не оказа лось целины». Что ж, такова диалектика жизни, «так вечно было: когда придет горячая пора, места иные делаются тылом, а по иным пройдет передний край». Молодые сибирские поэты, есте ственно, писали и пишут о Сибири и си биряках. И все же, если б мы сказали, что их тема — Сибирь, а герои — сиби ряки, то мы не то что бы ошиблись, но крайне сузили бы диапазон их творче ства, так как в своих произведениях они прежде всего стремятся показать духов ный мир нашего с о в р е м е н н и к а , со ветского человека — будь то сибиряк, москвич или дальневосточник. «В творчестве молодых, когда рас сматриваешь его как единое целое,— говорил Л. Ф. Ильичев,— радует глав ное — в их произведениях так или иначе ведущее место занимает наша жизнь, становление характера молодого совет ского человека, благородство его дел и мыслей. В центре внимания находится наш современник». «Как единое целое...» К сожалению, еще вчера, говоря о молодой советской поэзии, наша литературная критика за частую искусственно суживала ее гори зонты. Все многообразие поэтических стилей и индивидуальностей, вся обшир нейшая поэтическая «номенклатура», заг явившая себя в последние годы, неспра ведливо приносилась в жертву пресло вутой «обойме» из 'каких-нибудь пяти шести «модных» и шумных поэтов, не гнушавшихся, к тому же, беззастенчивой саморекламы и упоенного позерства. А ведь современная наша литература рож далась и рождается не только в столи цах, и насколько многие, так называе- емые «провинциальные», «периферий ные» поэты идейно и нравственно креп че, зрелее, мужественнее иных «рано созревших» «мэтров» поэзии! Нужна, очень была нужна очищающая и многое прояснившая атмосфера декабрьской и мартовской встреч руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства! Литературная «жизнь вхо дит в берега», но это берега могучей, полноводной реки, которая вращает тур бины, вырабатывающие энергию искус ства, а она, эта энергия, несет людям свет, приводит в действие силы народа, созидающего новую жизнь... 1 С каким же жизненным, духовным и поэтическим «багажом» входят молодые сибирские авторы в нашу литературу? Как, в какой мере им удалось в харак тере своих поэтических героев воплотить главнейшие и существеннейшие черты нового советского человека? О чем и как они пишут? Естественно предположить, что начи нающие поэты в первую очередь пыта ются освоить те темы, которые продик товала им жизнь и которые стали неотъ емлемой частью их биографии. А первая глава этой биографии — детство. Я. Смеляков в статье «Труд — источ ник вдохновения» («Молодая гвардия». № 1 за 1962 г.), сетуя на то, что «у мно гих молодых поэтов с удручающей зако номерностью повторяются одни и те же темы с одним и тем же решением их», считает «странным» обращение молодых поэтов к теме детства. «Обычно,— пи шет он,—• воспоминаниями о детстве пи сатели занимаются на склоне лет. Вспом ните Горького, Гладкова и других. Мо лодой человек в расцвете сил и способ ностей, казалось бы, должен заниматься сегодняшним и завтрашним днем, жить интересами своих сверстников, интереса ми студенческой, рабочей и сельской мо лодежи. А юные поэты, как сговорив шись, пишут и пишут о своем детстве». Можно вполне согласиться с Я. Сме- ляковым, когда он говорит о необходимо сти шире и глубже вторгаться в жизнь, видеть не только сегодняшний, но и зав трашний день. Однако его сомнения в правомерности у молодых поэтов темы детства вызывают серьезные возраже ния. Все-таки, видимо, не случайно они, «как сговорившись», вновь и вновь обра щаются к этой теме. Общеизвестно, сколь сильно влияют на формирование писателя впечатления детства. А у входящих в литературу мо лодых поэтов, как и всех старших пред ставителей нашего поколения, детство было очень не простое, а — я бы ска зал — осложненное величайшей в исто рии войной; детство, неожиданно пере шедшее в отрочество и юность; детство, принесшее преждевременную зрелость. Оно окончилось, по сути, с первыми вра жескими бомбардировками, с первыми «похоронными» и — что особенно важ но — с первым приобщением к труду, к работе, когда многие подростки, заменяя отцов, становились «старшими мужчина ми» и «кормильцами» в семьях. Т а к а я война и т а к о е детство навек вошли в сердце. И наша поэтическая молодежь не может не сказать о своем детстве, ибо в нем, этом суровом военном детстве, на ходятся духовные и нравственные истоки того героизма и той беззаветности, с ко торыми молодое поколение отдается сей час делу строительства коммунизма. Ведь и становление характера молодого советского человека, о котором говорил Л. Ф. Ильичев на встрече с представите лями творческой молодежи в ЦК КПСС, начинается именно с детских лет. Как же может обойти эту тему поэт?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2