Сибирские огни, 1963, № 9

А. Н. Толстой — студент Петербургского тех­ нологического института с женой Ю. В. Ро- жанской (между 1902 — 1905 гг.). Из фондов Куйбышевского литературно-мемориального музея А. М. Горького. Публикуется впервые. кроме кучки людей, окружающих тебя и тебе льстящей, ты потеряешь уважение большинства людей, таких людей, для ко­ торых положение не есть сила». И еще раз она советовала начинающему студен­ ту Петербургского технологического ин­ ститута: «...Мне кажется, что твой ти­ тул, твоя одежда и 100 р. в месяц меша­ ют пока найти самую симпатичную часть студенчества, нуждающуюся, пробиваю­ щуюся в жизни своими силами» (А. Л. Толстая — А. Н. Толстому, 18 октября 1901 г.). Таким исполненным демократизма и гражданственности письмам нет конца. И это влияние матери не проходило даром. В начале 900-х годов юный Толстой вру­ чил журнальному критику Корнею Чу­ ковскому «полное собрание неизданных и до сих пор никому неизвестных» своих сочинений (двенадцать тетрадей, по 200—300 страниц в каждой, заполнен­ ных прозой и стихами). Полвека спустя, перечитывая сохранившиеся тетради, К. Чуковский писал, что в них «...чуди­ лось старозаветное гуманное влияние матери, закваска народолюбивых семиде­ сятых годов». И подчеркивал: «...Мне ка­ жется, тот ничего не поймет в Алексее Толстом, кто забудет об этом длительном периоде его умственной жизни» (К. Чу­ ковский. «Из воспоминаний». М., 1958, стр. 275). Знакомясь с новыми архивными мате­ риалами, видишь, как верно это наблюде­ ние критика. Даже в своей первой книге «Лирика» (1907 г.) Толстой, оказывает­ ся, не только подражал модному тогда модернизму. Во всяком случае для себя он ставил несколько иную и, прямо ска­ жем, фантастическую цель—соединить... Некрасова и Бальмонта. Об этом можно судить по очень важному для нас письму из числа недавно обнаруженных. По-ви­ димому, в конце 1906 года А. Толстой сообщал отчиму: «...Я, знаешь, думаю выпустить сбор­ ник своих стихов... Конечно, приступлю к осуществлению не раньше января или февраля месяца... Я выбрал для них среднюю форму между Некрасовым и Бальмонтом, говоря примерами, и думаю, что это самое подходящее. Исходная точка — торжество социа­ лизма и критика буржуазного строя. Мне обидно за наших поэтов — Ницше ута­ щил их всех «в холодную высь с предза­ катным сиянием...» К счастью, Ницше меня никуда не таскал, по той простой причине, что я ознакомился не с ним, а с г-ом Каутским, и поэтому я избрал себе таковую платформу...» (Куйбышевский архив). И если А. Толстой довольно быстро расквитался с символизмом и вскоре свя­ зал свое творчество с реалистическим на­ правлением, став беспощадным критиком помещичьего класса России, то важную роль в этом сыграл, по слову К. Чуков­ ского, предшествующий длительный пе­ риод его умственной жизни. А сейчас мне хочется рассказать об одном удивительном человеке, которого Горький называл «веселым праведни­ ком». Рядовой судебный следователь в. Самаре, никогда не имевший прямого от­ ношения к литературе, этот человек был близким другом, товарищем или просто знакомым большинства русских писате­ лей — от Глеба Успенского, Златоврат- ского и Гарина-Михайловского до Горь­ кого и Чехова. Дом «веселого праведни­ ка» сыграл заметную роль в жизни мно­ гих литераторов, в том числе в писатель­ ской судьбе Александры Востром, а че­ рез нее — и в жизни Алексея Николае-^ вича Толстого.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2