Сибирские огни, 1963, № 9
А. Н. Толстой — студент Петербургского тех нологического института с женой Ю. В. Ро- жанской (между 1902 — 1905 гг.). Из фондов Куйбышевского литературно-мемориального музея А. М. Горького. Публикуется впервые. кроме кучки людей, окружающих тебя и тебе льстящей, ты потеряешь уважение большинства людей, таких людей, для ко торых положение не есть сила». И еще раз она советовала начинающему студен ту Петербургского технологического ин ститута: «...Мне кажется, что твой ти тул, твоя одежда и 100 р. в месяц меша ют пока найти самую симпатичную часть студенчества, нуждающуюся, пробиваю щуюся в жизни своими силами» (А. Л. Толстая — А. Н. Толстому, 18 октября 1901 г.). Таким исполненным демократизма и гражданственности письмам нет конца. И это влияние матери не проходило даром. В начале 900-х годов юный Толстой вру чил журнальному критику Корнею Чу ковскому «полное собрание неизданных и до сих пор никому неизвестных» своих сочинений (двенадцать тетрадей, по 200—300 страниц в каждой, заполнен ных прозой и стихами). Полвека спустя, перечитывая сохранившиеся тетради, К. Чуковский писал, что в них «...чуди лось старозаветное гуманное влияние матери, закваска народолюбивых семиде сятых годов». И подчеркивал: «...Мне ка жется, тот ничего не поймет в Алексее Толстом, кто забудет об этом длительном периоде его умственной жизни» (К. Чу ковский. «Из воспоминаний». М., 1958, стр. 275). Знакомясь с новыми архивными мате риалами, видишь, как верно это наблюде ние критика. Даже в своей первой книге «Лирика» (1907 г.) Толстой, оказывает ся, не только подражал модному тогда модернизму. Во всяком случае для себя он ставил несколько иную и, прямо ска жем, фантастическую цель—соединить... Некрасова и Бальмонта. Об этом можно судить по очень важному для нас письму из числа недавно обнаруженных. По-ви димому, в конце 1906 года А. Толстой сообщал отчиму: «...Я, знаешь, думаю выпустить сбор ник своих стихов... Конечно, приступлю к осуществлению не раньше января или февраля месяца... Я выбрал для них среднюю форму между Некрасовым и Бальмонтом, говоря примерами, и думаю, что это самое подходящее. Исходная точка — торжество социа лизма и критика буржуазного строя. Мне обидно за наших поэтов — Ницше ута щил их всех «в холодную высь с предза катным сиянием...» К счастью, Ницше меня никуда не таскал, по той простой причине, что я ознакомился не с ним, а с г-ом Каутским, и поэтому я избрал себе таковую платформу...» (Куйбышевский архив). И если А. Толстой довольно быстро расквитался с символизмом и вскоре свя зал свое творчество с реалистическим на правлением, став беспощадным критиком помещичьего класса России, то важную роль в этом сыграл, по слову К. Чуков ского, предшествующий длительный пе риод его умственной жизни. А сейчас мне хочется рассказать об одном удивительном человеке, которого Горький называл «веселым праведни ком». Рядовой судебный следователь в. Самаре, никогда не имевший прямого от ношения к литературе, этот человек был близким другом, товарищем или просто знакомым большинства русских писате лей — от Глеба Успенского, Златоврат- ского и Гарина-Михайловского до Горь кого и Чехова. Дом «веселого праведни ка» сыграл заметную роль в жизни мно гих литераторов, в том числе в писатель ской судьбе Александры Востром, а че рез нее — и в жизни Алексея Николае-^ вича Толстого.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2