Сибирские огни, 1963, № 9
Лошкарева из человека, мечтающего об общем благе, в узкого хозяина». Выход писательнице виделся в мелкобуржуаз ной утопии «всеобщей свободной инициа тивы», основанной на личном труде. Александра Леонтьевна всю жизнь го рячо любила его — своего болтливого умницу, свое «двадцать два несчастья», своего синеглазого красавца — Алексея Аполлоновича. И если что ее коробило в нем, чего она ему не прощала — так это превращения в «узкого хозяина». 13 февраля 1903 года она пишет ему «по поводу... тяжелого и мучительного пери ода охлаждения». С непоследовательно стью женщины, забывающей, что подоб ное бывало и прежде, она упрекает Бост- рома: «Вообще мне казалось, что с пере ездом в город ты стал легкомысленен и мелочен, точно мне подменили тебя. Бо лее всего, кажется, на меня подействова ла твоя мелочная борьба с квартиранта ми. Она казалась мне очень некрасивой, она унижала тебя. Более всего я страда ла от того, что тот Алеша, которого я любила в Сосновке, вдумчивый, серьез ный, ищущий смысла жизни, труда на пользу обществу, вдруг превращается в веселого, фривольного человека, разме нивающегося на мелочи и, главное, стара ющегося прикрыть эту мелочность ка ким-то флагом идейности...». Александра Леонтьевна запамятовала, как неполных шесть лет тому назад за то же самое, но только в отношениях не с квартирантами, а с крестьянами, она «от хлестала» своего Лешуру и не в письме, а на глазах многих тысяч читателей. В очерке «Воскресный день сельского хо зяина», печатавшемся с продолжениями в «Самарской газете» (17 августа, 24 ав густа и 7 сентября 1897 года), она час тично осуществила замысел —• показать превращение «человека, мечтающего об общем благе, в узкого хозяина». В поме щике Аркадии Васильевиче Булатове до вольно прозрачно описана мелочная борь ба Бострома с крестьянами. «Сашунчика, как многие скандализированы твоим рас сказом «Воск, день сель, хоз.» То-есть главное — за меня. Думают, наверное, что я рву и мечу...» — с наигранной бод ростью писал ей тогда Востром (10 сен тября 1897 г.). В подшивках старых самарских газет я натолкнулся на интересные для литера туроведа материалы. Осенью 1905 года газета «Самарский курьер», издававшая ся бывшими земскими либералами, вы ступила с серией фельетонов под общим названием «Бостромиада» (№ 382—384, сентябрь—октябрь 1905 г.), в которых обвиняла Бострома в неблаговидных по ступках за время его почти двадцатилет ней земской службы. За Бострома всту пилась «Самарская газета», занимавшая в то время демократические позиции (в ноябре—декабре 1905 года ее использо вала местная социал-демократическая организация). Началась полемика. В № 186, 192, 196 и 197 «Самарской газе ты» за сентябрь—октябрь 1905 года пуб ликуются статьи А. Бострома — его «От веты Молоту» (псевдоним фельетониста «Самарского курьера»). В газетах обсуж далась по существу вся жизнь Алексея Аполлоновича за предшествующие два дцать лет, которая состояла из цепи сплошных неудач и невезений. Половинчатость жизненных позиций Бострома определила многие из его зло ключений. Алексей Аполлонович был слишком мягок характером, слишком чес тен, чтобы преуспевать на ниве предпри нимательства. Он был чересчур искрен ним либералом («помещиком-марксис- том», как называл его позже А. Н. Тол стой), чтобы добиться успеха даже среди своих же сотоварищей-земцев. И он был слишком непоследователен, чтобы отка заться от попыток буржуазного преуспе вания. Наоборот, предпринимательская жилка, растравляемая постоянными неу дачами, временами азартно пульсировала в нем. Он становился прижимист, скаре ден, совершал те самые поступки, кото рые встречали резкий отпор у Александ ры Леонтьевны и которых он сам позже стыдился. Тогда, махнув рукой, он снова становился самим собой. Добродушным неудачником. Своей характерностью эта жизненная драма, по-видимому, и привлекала Тол- стого-писателя, который прозрачно вывел отчима в ряде произведений 1 9 1 2 - 1921 гг. И если А. А. Востром не сгинул много раньше, столь жалко и плачевно, как это в конце концов с ним и случилось, то только благодаря Александре Леонтьев не. Исключительна была нравственная сила этой доброй и мягкой с виду женщи ны. В ее письмах-напутствиях сыну выра жен целый кодекс убеждений, которому она строго следовала всю жизнь сама. Она была убеждена, что эгоист, живущий для одного себя, — «...это все равно как человек без зрения и слуха... Я, скорее, соглашусь быть страдающим человеком, чем торжествующей свиньей» (А. Л. Тол стая — А. Н. Толстому, 4 июля 1900 г.). Ей, дворянке из родовитой семьи, быв шей графине, была навсегда отвратитель на барская спесь и снобизм аристокра тов. В жизни она была труженицей, де мократкой, разночинкой. Летом 1901 го да она остерегала 18-летнего студента- сына, недавно получившего после смерти отца наследство и титул графа: «...Про сто непереносно видеть, когда более сильный измывается над слабым. К со жалению, так сложились обстоятельства, что тебе особенно надо беречься этого страшно ненавистного всем порядочным людям положения. Твой титул, твое со стояние, карьера, внешность, наконец,— большею частью поставят тебя в положе ние более сильного, и потому мне осо бенно страшно, что у тебя разовьется неравное отношение к окружающим, а это, кроме того, что некрасиво, не этич но, — это может привести к тому, что,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2