Сибирские огни, 1963, № 9
ним не существовало полнейшей разного лосицы в книгах и статьях об А. Толстом. Вот две прямо противоположные точки зрения: «Критическое отношение к самодержа вию, прочные демократические традиции, атеистические взгляды создавали в доме хозяев Сосновки совершенно определен ное настроение — то, что окружающие называли «свободомыслием» и из-за чего Востром в уезде считался «красным», — пишет Ю. А. Крестинский («А. Н. Тол стой. Жизнь и творчество». М., 1960, стр. 9—10). «...Не имеет под собой ника кой почвы попытка некоторых биографов А. Н. Толстого представить его семью как дворян-отщепенцев с прочными де мократическими традициями, где крити ческое отношение к самодержавию и вла стям предержащим было наследствен ным», — совершенно категорически за являет В. Щербина («А. Н. Толстой. Творческий путь». М., 1956, стр. 9). Детские и юношеские годы слишком многое определили в последующем твор честве Толстого, чтобы такие расхожде ния не казались сугубо академическими, уводящими в дебри биографических част ностей. Волей-неволей, а отправные ис толкования не могут, конечно, не окра шивать по временам и оценок дальнейше го пути писателя. Ю. Крестинский, вводя в обиход нема ло новых убедительных фактов, характе ризующих Востромов как людей демокра тически настроенных, оппозиционных к самодержавию, даже увлекавшихся марк сизмом, умалчивает, однако, о главном «козыре» своих оппонентов и не берет ся поспорить в открытую. В. Щербина проводит один, но зато как будто вну шительный аргумент. Он ссылается на свидетельство самого Толстого, который в «Краткой автобиографии» писал, что весь демократизм, атеизм и материализм его отчима не мешали тому «держать ра бочих в полуразвалившейся людской с гнилым полом... и кормить «людей» тух лой солониной». К этому доводу В. Щер бины можно добавить еще и факты стол кновений с крестьянами, о которых гово рилось выше. В свое время была раскритикована ложная концепция книги И. Векслера, усматривавшего в раннем Толстом чуть ли не преемника революционных де мократов, мировоззрение которого «скла дывалось под воздействием революцион ного крестьянского движения девятисо тых годов» (И. И. Векслер «Алексей Ни колаевич Толстой». М., 1948, стр. 18). По Векслеру, в доме хозяев Сосновки царил, разумеется, «повышенный инте рес к мужику» (там же, стр. 15). Неимо верность этих преувеличений вызвала другую крайность, отразившуюся в ут верждении В. Щербины. Достаточно просмотреть хотя бы- одни только обнаруженные теперь дневники Александры Леонтьевны, чтобы споры отпали сами собой. При всех пережитых Александрой Леонтьевной «переворотах в идеях» — от народничества до легаль ного марксизма — было одно, с чем она никогда не мирилась. Это был, по ее соб ственному выражению, «дух времени, подлый, рабский, низкий. Эта взмахнутая плеть и весь народ, .пресмыкающийся, лижущий бьющую руку» (Письмо к Нине К. Л., 11 марта 1889 г. Цит. по дневнику А. Л. Толстой). Иными словами — все самодержавно-крепостническое в совре менной России. Впрочем, «тухлая солонина» и кон фликты с крестьянами не могут всерьез ставить под сомнение политическую оп позиционность к самодержавию или раз ночинно-демократические традиции в до ме, где кумирами были Белинский, Доб ролюбов, Некрасов. Нельзя забывать и того, что у самих хозяев Сосновки не ча сто бывал на столе белый витой калачик, а Александра Леонтьевна, приезжая в Петербург, не всегда имела приличное выходное платье, чтобы появиться на званом литературном вечере. Факты, о которых идет речь, касаются, скорее, по следовательности взглядов Бостромов, нравственной обстановки, в которой вос питывался А. Н. Толстой. И вот тут мож но рассказать много нового. Александра Леонтьевна, эта не всегда оригинальная писательница, была значи тельно глубже и последовательней либе рального земца А. А. Бострома. Нравст венный авторитет матери признавался всеми. Такой мы видим ее, в частности, и в произведениях А. Толстого. Любопыт ное столкновение между родителями про исходит в рассказе «Логутка». «Идея о помощи гораздо важнее спасения какого- то Лотутки», — такой цветистой фразой отговаривается от народной беды отец. Матушка поступает проще, она берет в дом и пытается спасти крестьянского мальчика. Так Александра Леонтьевна не раз поступала и в действительности. «...Чего стоят мои мизерные сведения по медицине, — читаем в одном из ее днев ников, — мои корешки, порошки и кап ли, а вместе с тем... Этот ребенок, выле ченный от сифилиса и теперь такой слав ный бутуз; другой, которому я свела бельмо; третий, которого вылечила от поноса; женщина, вылеченная от застаре лых ран на грудях, — в.се это мелочь в море человеческих страданий, но эта ме лочь, — какое счастье доставляет она мне...» (14 ноября 1885 года, Сосновка). Александра Леонтьевна сознавала не примиримость интересов хозяина и ра ботника. В ее бумагах есть наброски по вести «История одного увлечения» (фев раль, 1895 г.), главный герой которой —• помещик Лошкарев. Основная мысль — показать, «как современное экономиче ское состояние общества, т. е. отношение капитала к труду, развращающе действу ет на человека, даже решившего посту питься своими интересами ради справед ливости». В повести должно было быть изображено постепенное «превращение
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2