Сибирские огни, 1963, № 9
прос, детская фантазия искала ответа. Вот тут-то в повествование и вплелась сама собой фабула читанного когда-то рождественского рассказа. (Кстати, в «Детстве Никиты» события эти происхо дят тоже в дни Рождества). В той самой комнате, где на часах стояла вазочка, писатель вешает два старых фамильных портрета. Над камином — «висел порт рет дамы удивительной красоты. Она бы ла в черной бархатной амазонке и рукою в перчатке с раструбом держала хлыст. Казалось, она шла и обернулась и глядит на Никиту с лукавой улыбкой длинными глазами... Из-за нее, — он не раз слы шал это от матери, — с его прадедом произошли большие беды. Портрет нес частного прадеда висел здесь же над книжным шкафом, — тощий востроно сый старичок с запавшими глазами... (гл. «Старый дом»). Однако, кроме внешнего сходства при ема — одинаково оживающие в восприя тии детей портреты, — от фабулы старо го рождественского рассказа в «Детстве Никиты» мало что остается. Преображен ная талантом Толстого, она получает не ожиданно глубокий художественный смысл, развивая главное содержание по вести. «Прадед» и «дама в амазонке» за ставляют Никиту впервые задуматься над тем, что люди, ставшие теперь толь ко портретами, тоже жили, мучились, страдали. И именно поэтому сами порт реты в фантазии ребенка оживают и становятся действующими лицами произведения. А для взрослого читателя совпадение вещего сна Никиты с дейст вительностью едва уловимо объясняется еще и рождественской обстановкой про исходящего... Когда дети крадучись про бираются через залитую лунным светом комнату, на них глядит «дама в амазон ке, улыбаясь таинственно. — Кто это? — спросила Лиля, при двигаясь к Никите. Он ответил шепотом: — Это она» (гл. «Что было в вазочке на стенных часах»). Колечко принадле жит ей, для детей в этом нет никакого сомнения.■ Так через это колечко, через старые фамильные портреты, через сваленную на полу пыльную груду книг с золотыми корешками, через всю обстановку этих покинутых нежилых комнат для Никиты раскрывается еще одна неведомая ему раньше сторона мира. Оказывается, мир этот населен вещами, разными история ми отживших до Никиты людей, пожа луй, даже плотнее, чем набита снами зна менитая Никитина подушка... Вот какую метаморфозу претерпел забытый рассказ из старой провинциальной газеты! И последнее. Как вы помните, Никита в повести не только исследователь и пер вооткрыватель, своего рода маленький философ. Вдобавок он еще и поэт. Это он преподнес Лиле собственноручное свое сочиненьице — стихи «Про лес». А писал ли сам Алеша Толстой в то время стихи? До сих пор первой из дошедших до нас поэтических попыток Толстого считалось шутливое альбомное стихотво рение «К. С. Абрамову», относящееся к лету 1898 года (Ю. А. Крестинский «А.Н. Толстой. Жизнь и творчество». М., 1960, стр. 19). Теперь можно сказать, что Тол стой пробовал писать стихи за три года до этого в двенадцатилетнем возрасте. В другой «рабочей» тетради Александ ры Леонтьевны, содержащей «Заметки и материалы» с 1894 по 1897 год, есть запись — «Лелины стихи». Под ней ру кой Александры Леонтьевны переписана «ода», посвященная 12-летним А. Тол стым своему учителю Аркадию Иванови чу Словохотову и датированная 3 ноября 1895 года. Это — шутливое стихотворное послание Аркадию Ивановичу, видимо, надолго, если не навсегда, уехавшему с хутора, в то время как сосновский пруд замерз и на нем отличное катание, по по воду чего «одописец» и высказывает вся ческую скорбь: Увы, наш лед уже не гладит Твоя могучая метла, И полосы на нем не режет Стальной конек... Кончается эта довольно длинная «ода» весьма любопытно: «Нижайше кланяюсь, Твой ученик. Ужасно толстенький И озорник. Член собрания сосновских конькобежцев А. Востром. Написано по вдохновению. Вывшему председателю сосновских конь кобежцев Аркадию Словохотову. 1895 г. 3 ноября. Пятница». Эти корявые, озорные строчки, посвя щенные 12-летним мальчиком своему плохому репетитору, но зато простецкому и задушевному приятелю семинаристу Аркадию Словохотову, и есть первое до шедшее до нас, а судя по тому, как бе режно списала его в свою тетрадь Алек сандра Леонтьевна, — возможно, и пер вое вообще произведение А. Н. Толстого. И вопросу ,,о тухлой солонине“ В середине 1908 года Алексей Толстой переживал свои первые литературные «триумфы». По-видимому, в это время, оглядываясь назад, он признавался отчи му в недатированном письме: «Словом, учитывая теперь прошлое, вижу, что ни одно слово ваше не прошло, не заложив во мне следа, не было толчка, который я бы не признал полезным. Всем, что я до стиг, я обязан твоему и маминому воспи танию» (Куйбышевский архив). Но в какой идейно-нравственнрй обста новке рос будущий писатель? С чем вы шел он в жизнь? Я бы не стал ставить эти (кажется, неожиданные—после мно гого уже сказанного) вопросы, если бы по
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2