Сибирские огни, 1963, № 9
занную с поэзией деревенской жизни. Правда, причина здесь в корне иная, чем в «Детстве Никиты». Розовые тона были характерны для детских произведений этой писательницы, чьи рассказы в то время не сходили со страниц «Задушев ного слова» и других журналов, откуда набирались благонравия мальчики и де вочки из «чистой» публики. Впрочем, А. Востром была не лишена таланта. Сразу ниже наброска плана она поме чает интересную мысль: «Он был вели кий исследователь и наблюдатель». Ве роятно, эта сторона предполагаемого ха рактера (в эпизодах вместо Леши появля ется уже другое, сентиментальное имя— «Ортя-бедокурка») тоже казалась ей од ной из наиболее существенных. Вот один из соответствующих эпизо дов — «Как Ортя поступил со своей карт[онной] лошадью». Зная, что каждое животное должно кушать, мальчик по пробовал накормить ее травой, то есть разорвал ей рот и напихал внутрь травы. Затем, решив, что лошадь теперь хочет пить, стал лить в нее воду. Эпизод дове ден до появления матери, которая заста ет маленького «исследователя» над ос танками игрушки, пытающегося разо браться — почему «у игрушечных лоша дей размокает живот, когда заботливый хозяин решит их напоить». В Куйбышевском архиве есть фотогра фия, на которой Алеша Толстой изобра жен верхом на игрушечной лошадке (воз можно, на той самой, злополучной!). Та ким образом, события, к которым обра щается Александра Востром, разного времени, когда герою их было от 3 —5 до 12— 13 лет. Осуществи писательница замысел в том виде, как он представлен в тетради, —и мы имели бы, возможно, прикрашен ное, йо зато исчерпывающее по времени беллетризированное жизнеописание дет ства А. Н. Толстого. Подлинность большинства событий в черновом наброске А. Востром бесспор на. Отталкиваясь от некоторых из них, отмеченных также и в плане писательни цы-матери, А. Толстой создал в «Детстве Никиты» ряд глав (Сравните: «Поездка на почту верхом» у А. Востром — глава «Письмецо» у А. Толстого, «Торговля яблоками» — глава «Ярмарка в Пестрав- ке», «Лодка» — «Поднятие флага», «Ел ка в деревне и литературный] вечер — глава «Елка»), Конечно, любопытно узнать еще о новых автобиографических деталях в повести. Но мы уже достаточно говорили о «Детстве Никиты», чтобы ви деть всю относительность таких совпаде ний. Речь может идти лишь о самых об щих контурах событий. Например, вся суть поездки на почту героя повести А. Толстого в том, что он впервые в жиз ни получает любовное письмецо от своей девятилетней подруги. Лиля — это ма ленькая очаровательная дама. А в плане А. Востром помечена «хорошенькая де рев. девушка», что, видимо., больше соответствовало действи т е л ь н о с т и . При каких обстоятельствах возник у А. Востром замысел — написать повесть о детстве сына? По-видимому, произошло это так. Как известно, одной из первых попыток А. Толстого в прозе был своего рода юношеский «эскиз» к «Детству Ни киты». В марте 1902 года он писал мате ри: «Кажется, буду участвовать в журна ле «Юный читатель»... Я уже начал — Детские воспоминания; кажется, это удачно». Пылким надеждам девятнадца тилетнего автора не суждено было сбыть ся — рассказ, включенный теперь в пят надцатый том полного собрания сочине ний Толстого под условным названием «Я лежу в траве», оказался слабым и в журнале Света не увидел. Вот тогда, по- видимому, у Александры Леонтьевны, не только принимавшей близко к сердцу ли тературные опыты сына, но и взволно ванной темой, мелькнула впервые мысль — самой рассказать о детстве мальчика на степном хуторе. А три года спустя в ее тетради появился план будущей пове сти и черновые наброски. Так, А. Востром, имевшая за плечами около десятка книг и бессчетные расска зы и очерки в журналах и газетах, всту пила в творческое соревнование с нович ком-«неудачником» Алексеем Толстым. Идея матери — написать повесть (а при Алеша Толстой в детстве. Из фондов Куй- бышевского литературно-мемориального му зея А. М. Горького.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2