Сибирские огни, 1963, № 9

занную с поэзией деревенской жизни. Правда, причина здесь в корне иная, чем в «Детстве Никиты». Розовые тона были характерны для детских произведений этой писательницы, чьи рассказы в то время не сходили со страниц «Задушев­ ного слова» и других журналов, откуда набирались благонравия мальчики и де­ вочки из «чистой» публики. Впрочем, А. Востром была не лишена таланта. Сразу ниже наброска плана она поме­ чает интересную мысль: «Он был вели­ кий исследователь и наблюдатель». Ве­ роятно, эта сторона предполагаемого ха­ рактера (в эпизодах вместо Леши появля­ ется уже другое, сентиментальное имя— «Ортя-бедокурка») тоже казалась ей од­ ной из наиболее существенных. Вот один из соответствующих эпизо­ дов — «Как Ортя поступил со своей карт[онной] лошадью». Зная, что каждое животное должно кушать, мальчик по­ пробовал накормить ее травой, то есть разорвал ей рот и напихал внутрь травы. Затем, решив, что лошадь теперь хочет пить, стал лить в нее воду. Эпизод дове­ ден до появления матери, которая заста­ ет маленького «исследователя» над ос­ танками игрушки, пытающегося разо­ браться — почему «у игрушечных лоша­ дей размокает живот, когда заботливый хозяин решит их напоить». В Куйбышевском архиве есть фотогра­ фия, на которой Алеша Толстой изобра­ жен верхом на игрушечной лошадке (воз­ можно, на той самой, злополучной!). Та­ ким образом, события, к которым обра­ щается Александра Востром, разного времени, когда герою их было от 3 —5 до 12— 13 лет. Осуществи писательница замысел в том виде, как он представлен в тетради, —и мы имели бы, возможно, прикрашен­ ное, йо зато исчерпывающее по времени беллетризированное жизнеописание дет­ ства А. Н. Толстого. Подлинность большинства событий в черновом наброске А. Востром бесспор­ на. Отталкиваясь от некоторых из них, отмеченных также и в плане писательни­ цы-матери, А. Толстой создал в «Детстве Никиты» ряд глав (Сравните: «Поездка на почту верхом» у А. Востром — глава «Письмецо» у А. Толстого, «Торговля яблоками» — глава «Ярмарка в Пестрав- ке», «Лодка» — «Поднятие флага», «Ел­ ка в деревне и литературный] вечер — глава «Елка»), Конечно, любопытно узнать еще о новых автобиографических деталях в повести. Но мы уже достаточно говорили о «Детстве Никиты», чтобы ви­ деть всю относительность таких совпаде­ ний. Речь может идти лишь о самых об­ щих контурах событий. Например, вся суть поездки на почту героя повести А. Толстого в том, что он впервые в жиз­ ни получает любовное письмецо от своей девятилетней подруги. Лиля — это ма­ ленькая очаровательная дама. А в плане А. Востром помечена «хорошенькая де­ рев. девушка», что, видимо., больше соответствовало действи т е л ь н о с т и . При каких обстоятельствах возник у А. Востром замысел — написать повесть о детстве сына? По-видимому, произошло это так. Как известно, одной из первых попыток А. Толстого в прозе был своего рода юношеский «эскиз» к «Детству Ни­ киты». В марте 1902 года он писал мате­ ри: «Кажется, буду участвовать в журна­ ле «Юный читатель»... Я уже начал — Детские воспоминания; кажется, это удачно». Пылким надеждам девятнадца­ тилетнего автора не суждено было сбыть­ ся — рассказ, включенный теперь в пят­ надцатый том полного собрания сочине­ ний Толстого под условным названием «Я лежу в траве», оказался слабым и в журнале Света не увидел. Вот тогда, по- видимому, у Александры Леонтьевны, не только принимавшей близко к сердцу ли­ тературные опыты сына, но и взволно­ ванной темой, мелькнула впервые мысль — самой рассказать о детстве мальчика на степном хуторе. А три года спустя в ее тетради появился план будущей пове­ сти и черновые наброски. Так, А. Востром, имевшая за плечами около десятка книг и бессчетные расска­ зы и очерки в журналах и газетах, всту­ пила в творческое соревнование с нович­ ком-«неудачником» Алексеем Толстым. Идея матери — написать повесть (а при Алеша Толстой в детстве. Из фондов Куй- бышевского литературно-мемориального му­ зея А. М. Горького.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2