Сибирские огни, 1963, № 9
ва уловимой сказочности. Все тут полно манящей таинственности. Сны сбыва ются наяву-, и сама действительность яв ляется продолжением счастливых снов и исполнением задуманных желаний. Не даром о долгожданной перемене погоды ■еще прежде барометра сообщает обита телям Сосновки скворец Желтухин. Пти цы и животные здесь такие же действую щие персонажи, как и люди,— они дума ют, рассуждают. И это воспринимается как нечтц естественное в этом волшеб ном царстве счастливого детства. Ни од на мрачная черточка не чернит светлого фона. Все здесь кончается благополучно. Даже бедняка Артема сажают в клопов- ку не взаправду, это как бы игра, кото рую ведут взрослые: сажают и выпуска ют. И даже заволжский суховей в решаю щую минуту словно передумывает — и дождь вдосталь поливает иссохшуюся землю... Почему же все эти «невероятности» кажутся настолько правдоподобными, что люди видят в них чуть ли не «докумен тальное описание» событий, происходив ших семьдесят лет назад в Сосновке? По тому что все они подчинены скрытым от глаза читателя художественным зако нам. И главный «законодатель» этой страны безоблачного детства — малень кий Никита. Какие же это «законы»? Случалось ли вам наблюдать, как по луторагодовалый ребенок впервые ока зывается летом на зеленой лужайке? Трава, которую привычно топчут взрос лые, представляется ему чем-то вроде джунглей. Он смотрит на нее опасливо, ступает несмело, высоко поднимая ноги. Он впервые в жизни открывает для се бя траву... Любой ребенок, по самой сво ей природе,— первооткрыватель. Он от крывает заново все — землю, огонь, де ревья, воду, времена года, рождение, смерть. В каком-то возрасте этот процесс происходит наиболее интенсивно, но в целом он длится многие годы, выходя да же за пределы детства. Художественная находка Алексея Тол стого в «Детстве Никиты» состояла в том, что это общее для всех детей психо логическое свойство он сгустил, сконцен трировал, заставив своего маленького десятилетнего героя на протяжении ка- кой-нибудь сотни страниц, а хронологи чески — за неполный год, сделать столь ко крохотно-огромных открытий, которых всякому другому ребенку с избытком хватило бы на долгие, годы. Уже в этом, конечно, есть большая мера условности, без которой не обхо дится подлинное искусство. Но «Детство Никиты» — не только произведение о начинающейся жизни, о ребенке и рус ской природе. Это — поэма А. Толстого о счастье непрерывного открывания ми ра. И именно безотчетный настрой на эти «условия», когда мы властью писатель ского таланта оказываемся в волшебной стране счастливого детства, и заставляет нас забыть о мелких будничных мерках и воспринимать «невероятное» как впол не естественное... О ,,сопернике“ прозаика А. Толстого и истории с ,,волшебным колечком“ Казалось, все, что можно было почерп нуть из новых источников о повести «Детство Никиты», было почерпнуто... Но, пересматривая архивные материалы, я обнаружил вдруг такие «сюрпризы», о которых следует рассказать особо. У какого любителя литературы не дрогнет сердце, когда он узнает, напри мер, что за пятнадцать лет до Алексея Толстого повесть «о том же самом», что и знаменитое «Детство Никиты», со бирался написать другой прозаик. Этим писателем была Александра Вост ром. Среди куйбышевских бумаг Александ ры Леонтьевны есть толстая тетрадь, в черном клеенчатом переплете, озаглав ленная «Материалы и наброски». Это од на из нескольких ее «рабочих» тетрадей, которые так или иначе ведет каждый пи сатель. Там есть записи, сделанные 11 июля 1905 года. Сначала шло следую щее: « Д е т с т в о Ле ши » . Описание. Приключение с гуслями, «кулачок не дурачок». Терпеливость в физичес. отношении. Ожоги и порезы. Друзья: кот и собаки. Как он отгадал, кто кричит в пруду. Товарищи мальчи ка. Битва снежками, битва арбузами и яблоками. Фейерверк. Спектакль в саду. Лошадка. Езда верблюдом. Гоняние та буна верблюдов. Катание на масленице на верблюдах. Поездка на почту верхом. Торговля яблоками. Лодка. Учитель Арк. Ив. Работа в кузнице. Работа на молоть бе. На подсолнухах. Хорошенькая дерев, девушка. Уроки с матерью и отцом. Елка в деревне и литер, вечер. Мишка белень кий и Мишка черненький. Сашок, драка с Сашком. Спанье на открытом воздухе. Ночевка в поле на работе... Провал под лед. Купанье. Первое ружье и первая во рона. Школа в городе. Саратов. Школа. Возвращение в деревню. Немка и приви дения. Поездка к родственникам]... дети и гувернантка... Стог сена, ночь и беседа о звездах...» Вслед за планом, который я привел почти целиком, несколько страниц в тет ради занимают записи эпизодов. Перед нами, конечно, самые первоначальные, только вчерне оформленные наброски предполагавшегося произведения, пове сти — по размаху плана. Но и по ним уже можно судить о многом. Бросается в глаза, что из событий дет ства Толстого Александра Востром тоже берет для себя только одну сторону, свя
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2