Сибирские огни, 1963, № 9
которую ведут владельцы деревеньки в «Детстве Никиты»?.. Не отразились в повести и социальные антагонизмы, которые присутствовали, а иной раз и активно вспыхивали в заху далом и разоренном поместье. Об их про явлениях мы узнаем даже из детских пи сем Алеши Толстого. «Я присматриваю за бабами, чтобы работали», — сообщает матери тринадцатилетний подросток. В другом письме, относящемся к августу того же 1896 года, Алеша с наивной гор деливостью юного хозяйчика описывает следующий неприглядный эпизод: «...У нас тут на днях был бунт с бабами, папа их усмирял и которых прогонял, а я сто ял, в виде пограничного стража с вилами и обыскивал контрабанду. Бунт был но чью, начинался два раза...» (Архив ИМЛИ, инв. № 6315/14). И отношения с деревенскими ребятишками — детьми недовольных баб — не всегда, конечно, были такими равными и приятельскими, как это описано в «Детстве Никиты». Со циальная рознь проявлялась и между детьми. В то же лето сосновские маль чишки устроили «облаву» на молодого «барчонка». «...В поле я заезжал на стан, там на меня устроили ребятишки облаву, — признается Алеша матери 18 июля 1896 года, — стали в круг с кнутами и махали ими, а Николай, который косил кой «пустил кровь верблюду», как мах нет шубой, а моя-то лошадь скинула ме ня...» Оговорюсь, других таких случаев пря мой вражды нам неизвестно. Все они, как мы видели, относятся к одному вре мени, к лету 1896 года, когда Востром, не зная удержи, хозяйствовал в С осное - ке по своему усмотрению. Александра Леонтьевна, имевшая на сей счет свои строгие убеждения, вероятно, подобного бы не допустила. Но она чуть ли не весь этот год, с самой зимы, впроголодь сиде ла в Киеве, распутывая юридические за ковырки в деле о доставшемся ей пустя ковом наследстве. Впрочем, даже при всегдашней гуманности и справедливо сти Александры Леонтьевны устранить «острые углы» в отношениях с крестья нами, конечно, не могла и она. Однако в «Детстве Никиты» вы не найдете и тлеющих угольков классовой неприязни. Вообще ничего тяжелого или мрачного нет в повести — ни убожества дворянской хуторской жизни, ни голода, ни смертей, ни страданий. К этой сторо не своих наблюдений А. Толстой неодно кратно обращался в других произведе ниях, з том числе автобиографических, суровый реализм которых известен. Повесть создавалась в 1919— 1920 гг. Но даже в эмиграции Толстой чувство вал кровную близость с русской землей, верил в ее будущее. Уже упоминалось — у писателя и раньше были «эскизы» по событиям и впечатлениям своего детства. Но только в 1919 году, во время работы над очередным детским рассказиком для третьеразрядного журнала, перед ник вдруг «раскрылось окно в далекое прош лое» и он ощутил настоятельную по требность сесть за большое произведе ние. Находясь на чужбине, Толстой вло жил в свою повесть все лучшее, поэти ческое, что было связано для него с дале кой родиной. Так возникло одно из са мых светлых, пронизанных солнцем и ощущением счастья произведений рус ской литературы. Подлинная жизнь Алеши Толстого в Сосновке известна нам теперь не только во внешних подробностях, но и с его тог дашними мысля?/ги, настроениями, со всем отношением к происходившему. Во преки всему — общий душевный настрой этого безудержного озорника и фантазе ра, энергия которого плескалась через край, был радостным,, бодрым. Мотив счастья, полноты жизни звучит и в зна чительном количестве его писем, вроде приведенного выше, где и погода «пре лесть», и «поросята сытехоньки бегают по двору», и «телята страсть веселые» и т. д. Этот-то мотив, как игру неведомой флейты, зовущей к творчеству, и «услы шал» писатель в 1919 году. Чувство без отчетно поднимало из глубин памяти- факты. Мысль отбирала. В этом секрет определенной автобиографической насы щенности повести. Но располагая «эпистолярным днев ником», архивными материалами, отчет ливей видишь теперь не только сам прин цип этого «отбора», но и то, насколько- далеко по мере работы отошел А. Тол стой даже от этих действительных собы тий и переживаний своего детства. Ибо на каждой странице повести происходит такое, чего никогда не было и не могло быть ни в какой действительности. «Детство Никиты» — это мир, кото рый создать могла только фантазия ху дожника. Весь он — снопы солнечного света, зовущего счастья и радости. Тени почти нет. Вспомните-ка: «Никита прос нулся от счастья»; «Только в зачарован ном царстве бывает так странно и так счастливо на душе». И даже кукушка, чье дело подсчитывать кому-то срок жиз ни, кукует здесь о другом: «Живите, лю бите, будьте счастливы, ку-ку. А я уж одна проживу ни при чем, ку-ку...» А часто ли в действительности встре тите вы такой подбор взрослых? Это лю ди с разными характерами, но связанные духовным родством. Все они добры, не много забавны, каждый со своей «чудин кой». И если дети в повести нередко ве дут себя, как взрослые, то взрослые тут — это большие дети. Таковы и фантасти ческий неудачник отец Василий Ники тич, и тучная Анна Аполосовна Бабки на, разговаривающая басом, и дворовые мужики, играющие в «носики», и т. д. В «Детстве Никиты» — произведении в равной мере для взрослых — много ед
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2