Сибирские огни, 1963, № 9
санному тогда рассказу «Настроения Н. Н. Бурова», которым начнет боль шой цикл своих произведений о белой эмиграции. Конечно, в детстве Толстой усваивал народный язык безотчетно. В реальном училище он даже стыдился своей «непра вильной» речи. Недаром и письма Алек сея Толстого с переездом из Сосновки в Самару, а затем в Петербург становятся более гладкими и книжными по языку. А на его ранних произведениях, по собст венным словам писателя, сказалось влия ние «неточного, приблизительного, не верного» языка декадентской литерату ры. Пройдет время, прежде чем Толстой от книжной выспренности, характерной для его ранних стилизованных рассказов и символистских стихов сборника «Лири ка», вернется — но теперь уже не безот четно, а как ищущий художник! — к жи вой стихии народной речи. И «запас» родных с детства слов, ощущений фоль клорной образности будет помогать Тол стому в труднейшей работе по поискам «алмазного» языка... Два ,,детства“ Алексея Толстого ...Года три назад я был в деревне Вин- новке, у знаменитого гончаровского «об рыва». На захватывающей дух крутизне волжского берега стоит архитектур ный памятник литературным героям А. И. Гончарова. Он очень прост. Это — круглая белокаменная беседка, с лепны ми карнизами и легкими колоннами. Но выполнена она так, что чудится присут ствие где-то рядом изящной, утонченной Верочки, которая, по преданию, прибега ла к этому месту на свидания с «нигили стом» Марком Волоховым. Беседка вся из эпохи романа, вся в девятнадцатом веке. А под «гончаровским обрывом» те перь играет волной безбрежное Куйбы шевское море. Возможно, кроме места действия, ав тор «Обрыва» все остальное «придумал» — и Верочку, и нигилиста Марка, и бе седку их встреч. Но придумал -так, что для людей стало необходимым, чтобы «беседка» существовала. И земляки — поклонники А. И. Гончарова"— воздвиг ли ее на собственные средства, по под писке. Поистине удивительна эта привязан ность к героям любимых книг, которая есть в каждом народе (в США известны памятники Тому Сойеру и Геккельбери Финну. А в Лондоне посетители почти тельно осматривают «экспонаты» в му зее вымышленного Шерлока Холмса). «Придуманные» писателем герои суще ствуют для нас как живые. С тем только, пожалуй, различием, что они не подвер жены общему для всего живого закону. Даже «погибнув» в романе, они не уми рают. Они не старятся, но, незаметно ме няясь вместе с нами, остаются и такими, какими мы их встретили впервые. В этом одно из чудесных свойств Книги, дости гаемое силой художественного обобще ния. Но сила эта бывает лукавой. Мастер ский вымысел рождает иллюзию допод- линности описанного. А когда в основу произведения положены в той или иной мере действительные события, да еще происходившие как будто на глазах со временников, «гипнозу» художественно го вымысла поддаются порой даже спе- циалисты-исследователи. За примерами незачем ходить далеко. Стоит вам поду мать о детстве А. Н. Толстого — и перед глазами сами собой возникают картины «Детства Никиты». Иной раз сталкива ешься и в прямой форме с легендой, буд то знаменитая повесть — это близкое к действительности изображение подлинно го детства писателя... Однако нигде, пожалуй, не встреча ешься с такой широчайшей и трогатель ной верой в полную реальность художе ственного вымысла, как в «литератур ных местах», связанных с чтимым тут произведением. Одно из таких немало численных в Союзе мест — деревня Павловка (Сосновка — ее часть) Куйбы шевской области — «страна Никитиного детства». Года три-четыре назад в сквере, наис косок от колхозного правления, открыва ли памятник А. Толстому. На открытие среди других пришли престарелые свер стники Алексея Николаевича, кого, по убеждению селян, писатель «изобразил» товарищами маленького героя. Павловцы уверены, что в «Детстве Никиты» от на чала до конца описана «сущая правда». В Павловку свершается подлинное па ломничество. Мне самому, даже еще до установления памятника А. Н. Толстому, приходилось видеть туристские группы, направлявшиеся к ней через районный центр Колдыбань. Им объясняли, что от хутора ничего не сохранилось, кроме ме ста, где была усадьба Бостромов, да ста рой парковой аллеи... Но они все-таки шли. Куйбышевская областная газета со общала, что в гостях у одного только то варища детских лет А. Толстого — пре старелого павловского пчеловода и шор ника С. И. Скопинцева «побывали сту денты, научные работники, учителя, ра бочие Москвы, Ленинграда, Саратова, Куйбышева, колхозники нашей и сосед них областей» («Волжская коммуна», 7 января 1962 г., «Друг Алексея Толсто го»). Автобиографичность любимой народом повести давно уже отмечалась литерату роведами. «Сосновская» часть нового ар хива, и в первую очередь большое коли чество обнаруженных писем будущего писателя, позволяет теперь полнее и глубже увидеть высокую силу художест венного обобщения, отличающую это за мечательное произведение.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2