Сибирские огни, 1963, № 9
В письме к отчиму (26 марта 1892 г.) девятилетний Алеша описывает поездку с матерью на лошадях из Сосновки до со седнего сельца Утевка. Мальчик захва чен своими наблюдениями — «пашии оголились и маленькие речки тронулись, а в Сосновке снега гигантские и почти непролазные». Он явно ищет краски для передачи своих впечатлений. «Стоят, ма- мутя, у нас такие холода, что вчера весь пруд покрылся льдом и к обеду не рас- стоял. Он очень толстый, индюшку удер жит, пожалуй. Утром выпадает мороз; работники молотят в шубах, зипунах; ко торые сверх шубы чапан надевают... Мы из Самары заезжали на хутор к Михай ловскому (к писателю Н. Г. Гарину-Ми- хайловскому,— Ю. О.) и оттуда привезли поросенка, белого да курносого» (1896 г., октябрь—'ноябрь). У созревших на поле подсолнухов «...шляпки так есть больше тарелки, а самые семена величиной с черных жуков...» (1896 г., 22 июля). И в этом многообразии увиденных мальчиком красок, услышанных звуков, в густоте идущих на него неприметных для других событий и проявлялась уже подлинная незаурядность сочинителя писем, напи санных с таким фантастическим прене брежением к правилам грамматики и с такой простодушной путаницей в сведе ниях из школьных учебников, что иной педант от педагогики, не задумываясь, предсказал бы их маленькому автору самое мрачное будущее. С Сосновкой у Толстого связано пят надцать детских и отроческих, лет. Не удивительно, что в бумагах, хранивших ся у самарских старожилов, немало ока залось именно неизвестных «сосновских» материалов. Обнаружены также и юно шеские письма Толстого периода учени чества в реальном училище и затем — в Петербургском технологическом инсти туте. Все это писано в 1890— 1907 гг., то есть до выхода первой книги. Почти тельная музейная любопытность этих но вых приобретений очевидна. Но представ ляют ли они более серьезный интерес? Оказывается, в определенном отноше нии эти ранние материалы поучительны совсем не меньше, чем найденные одно временно с ними многие письма Алексея Николаевича того периода, когда он стал уже «третьим Толстым» в русской лите ратуре. Отчего — так? ' Говорят, что впечатления детства са мые сильные. Но какими бы яркими и живыми ни западали они в душу каждо го, и тем более в чуткое от природы пи сательское сердце, — такая «густота» накопленных сызмала наблюдений и, в результате, столь интенсивное использо вание их в последующем творчестве, как у А. Толстого, — случай в литературе не частый. Недаром исследователи Тол стого даже называют значительный на чальный отрезок его писательской рабо ты «периодом воспоминаний» (хотя, ра зумеется, это очень условное название). Наблюдения и детских и юношеских лет, слышанные тогда рассказы матери и родственников были зерном, из которого разрослась существенная часть написан ного Толстым до революции. Впечатления детства, кроме того, спо собствовали возникновению ряда произ ведений автобиографических. «Логутка» («Страницы из жизни») — 1912 г.; «Дет ство Никиты» — 1920 г.; «Необыкновен ные приключения Никиты Рощина» — 1921 г. и др. Но и после этого не иссяк чудесный источник! Уже в 1938 году, раскрызая молодым писателям один из «секретов» работы над романом «Петр I», Толстой подчеркивал особую роль, которую сыграли «запасенные» в детстве наблюдения. Они помогли ему описать петровскую Русь. «Каким обра зом люди далекой эпохи получились у ме ня живыми? — говорил Толстой.— Я ду маю, если бы я родился в городе, а не в деревне, не знал бы с детства тысячи ве щей — эту зимнюю выогу в степях, в за брошенных деревнях, святки, избы, гада ния, сказки, лучину, овины, которые осо бым образом пахнут, я, наверное, не мог бы так описать старую Москву. Картины старой Москвы звучали во мне глубоки ми детскими воспоминаниями. И отсюда появлялось ощущение эпохи, ее вещест венность». Но и это еще не все. «...Читая и пере читывая «Хождение по мукам», мы не можем не заметить, что и здесь те же впечатления детства являются животвор ным источником бесконечного количе ства художественных ассоциаций, обра зов, деталей, пейзажных картин» (М. Чарный «Путь Алексея Толстого». М., 1961, стр. 205). Высоким достижением Толстого был его «алмазный», народный язык. Ранние письма будущего писателя обнажают са мые истоки его привязанности к слову, в частности, к народным речениям. Со- сновские письма густо насыщены просто речиями и фольклорными выражениями: «Ты, мамуличка, ладь, пожалуйста, свои дела поскорее, а то терпеньюшка нету»; «с французским незнай как и быть»; «у нас все время стоят жары...». Свои ко жаные рукавицы Алеша не назовет ина че, как «голички». Скучая по матери, он свободно переходит на народное присло вье, слегка переиначивая его: «Ох, хо-хо хохонюшки, Скучно жить Афонюшке На родной сторонушке Без родимой матушки...» (А. Н. Т о л с т о й — матери, 29 авг. 1896 г.). Кстати, много лет спустя этот стишок, уже совсем по-иному, скорбно зазвучит под пером писателя. Толстой вспомнит его в 1921 году в Париже и первые три его строки (теперь уже — «на чужой сто ронушке») с обозначением: «Народная песня» — поставит эпиграфом к напи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2