Сибирские огни, 1963, № 9
Юрий о к л я н с к и и Шумное захолустье Г л а в а вторая, к о т о р а я мо г л а бы быть перв ой ОТКУДА БЕРУТСЯ АРХИВЫ? Маленькая лампочка, свешиваясь с потолка, еле освещает скрипучую дере вянную лестницу, ведущую на второй этаж... Вот и квартира № 4. Дверь, оби тая пыльным дерматином, а рядом ржа вая дощечка, с полустершимися словами: «Доктор Гуревич Я. С.». Кто-то долго возится с запорами. Внизу — ряды деревянных домиков, с глубокими щелями задних дворов, мирно смотрят желтыми глазами в сумрак ти хой вечерней улочки, обсаженной топо лями. Тут, в самом центре большого волжского города, почти в неприкосно венности уцелел «островок» прошлого — закуток старой Самары. И за этими дверьми — одна из тайн недавней куйбы шевской находки. Нам открыл сам хозяин, Яков Самуи лович Гуревич. В коридоре тоже полу темно, и мы имеем возможность рассмот реть друг друга, только очутившись, на конец, в уютных, обставленных по-ста- ринному, комнатах. Гуревичу уже во семьдесят лет. Это сгорбленный, но поч ти без седины человек, с мохнатыми чер ными бровями и тоже черными, живыми глазами. Для своего возраста он энерги чен и подвижен. Яков Самуилович выслушивает мою просьбу со стариковской сдержанностью. Но, начав рассказывать, понемногу .оживляется... — Весной... да, весной 1915 года я, тогда военный врач, был переведен в Самарский гарнизон. Встали мы с семьей на квартиру в доме Алексея Аполлоно вича Бострома. Это возле польского кос тела. Как вы знаете, его супруги Алек сандры Леонтьевны тогда уже не было в живых. Умерла она еще в первую рево люцию от менингита. Нашему домовла дельцу было лет шестьдесят. Жил он вдвоем с приемной дочерью Шурой, ка жется, гимназисткой, которая и помогала ему вести холостяцкое хозяйство... Что вам сказать про Алексея Аполлоновича? Хотя мы и квартировали у него всего во семь месяцев, но подружились. Общи тельного был нрава человек, непоседа, шумливый. Через край, бывало, перепол нен всякими политическими новостями, городскими и служебными происшествия ми. Но, понимаете ли, за внешней шум ливостью был в нем какой-то душевный надлом. Вдруг ни с того,, ни с сего замк нется в себе, грустит. Тогда из его ком наты часами доносятся мелодии Грига. Мы уже знали — Алексей Аполлонович, играя на пианино, ищет утешения в му зыке. — Да!.. Интересный был мужчина... Вот, не угодно ли? — Яков Самуилович, порывшись в ящике комода, достает ку сок картона, писанный маслом. На портрете — знакомое лицо. Редею щий седоватый зачес назад, высокий лоб, на сухощавых щеках легкий стариков ский румянец, под тонкими бровями си ние насмешливые глаза, борода на две стороны, усы. Под взглядом появившегося из комода Бострома я все жду, когда же Яков Са муилович перейдет к главному. И расска жет неизвестную мне часть истории се мейного архива А. Н. Толстого, хранив шегося у Гуревичей почти сорок лет. Но Яков Самуилович не торопится, очевид но, погруженный в воспоминания. В 1915 году стареющий красавец-либе- рал вызывал жалость у военного доктора Гуревича. О^ень уж он был неприспособ лен к жизни! Часто конфликтовал с на чальством («чуть ли не с самим губерна тором»), а дом был уже перезаложен, до
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2