Сибирские огни, 1963, № 9

каждой пяди земли, что встречается на пути по Енисею! Возьмите знаменитые Щеки на Подка- менной Тунгуске или Осиновские щеки на Енисее! Вспомните береговые и под­ водные скалы в Осиновском пороге, Красный Яр у деревни Никулиной в рай­ оне устья реки Сыма. Все они воспеты в песнях, воплощены в образах сказок, в частности, в сказке об Альбе. Я обнару­ жил эту сказку на Подкаменной Тун­ гуске. Плывем на реке с эвенком и со стару­ хой. Подплываем к Щекам, которые эвенки называют «Хатанга-дын». Здесь сначала полетел в воду чайник, за ним— шкурка белки, за белкой — горсть се­ ребряных монет — все это было бро­ шено в реку против одного из огром­ ных столбов, похожего на гигантский обелиск. — Что это? — спросил я у старухи, указывая на обелиск. — Это — Альба, он же и Меллю,— говорит старуха.— Это наш бог, добрый бог. — Зачем же вы в воду бросили моне­ ты, чайник, белку? — А вы зачем зажигаете свечи перед своим богом? — ответила старуха и нача­ ла рассказывать легенду о добром боге Альба >. Пересказав услышанную сказку,. М. Ошаров замечает, что ее сюжет, ее образы встречаются и в Ян-Галма и Бе- рень-Су, и у Плотникова, и в «Песне о Гайовате», и в легенде о Вильгельме Телле. Эпизод с яблоком на голове сына, например, встречается и здесь, только вместо сына перед отцом стоит дочь и на голове у нее кедровая шишка. В заключение Ошаров рассказал о ра­ боте над романом «Большой Аргиш».. — Первая часть — «Звено могил»,— сказал писатель,— лежит под столом, она еще требует работы, так как э ней много экзотики, вторая — напечатана, и, будет называться «Бали», а третья — «Сауд», я ее заканчиваю. И первая, и вторая части построены на туземном до­ революционном фольклоре, а третья — на фольклоре ангарском, русском и со­ ветском. Михаил Иванович тепло поблагодарил своих слушателей за внимание и обещал своим читателям вслед за романом «Большой Аргиш» завершить работу над новым романом «Никифор Бегичев». 1 Опубликована М. Ошаровым в сб. «Северные сказки», Новосибирск, 1935- г..

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2