Сибирские огни, 1963, № 9

— Когда я поехал на Енисейский се­ вер,— начал Михаил Иванович,— мне было 24 года, а вернулся я с севера в 1932 году, когда мне исполнилось 36 лет Работу на севере я начал в должности инструктора Туруханского Союза кооперативов. В мою задачу вхо­ дило устанавливать ликвидность охот- ничье-промысловых районов, произво­ дить экономическое и бытовое обследова­ ние населения Приангарья и бассейна Подкаменной Тунгуски. Вместе с тем я должен был вести кульгурно-просвети- тельную работу среди народов Енисей­ ского севера. Мы, русские, хорошо знали жизнь ост­ ровов Тихого океана и совсем не знали культуры народов нашего Севера. Мно­ гие этнографы до Советской власти пред­ ставляли себе дело так: «что, дескать, можно хорошего найти в описании север­ ных народов, когда они имеют мало слов, но много вшей...». Ангарские кулаки на­ зывали эвенков не иначе, как одним сло­ вом «тварь». Первое, на что я обратил внимание,— это отсутствие знаний у северян русско­ го языка. Их надо было срочно обучать и в то же время самому овладевать их языком. Без этого трудно их понять и еще труднее помочь. Вот, скажем, рассказывается легенда о Суве. В ней запечатлен исторический факт: в 1669 году русские овладели югом Сибири, и эвенки вынуждены были отступить к северу, остановиться на Ан­ гаре. Шулинга —- князь эвенков — со­ брал весь народ и потребовал орлам от­ резать хвосты и крылья. Затем укрепили их на вершину голой сосны и загадали: куда ветер повернет крыло, туда и идти. На утро крыло указало ту сторону, от­ куда текут голубые реки, следовательно идти туда роду Ваякиту. Поскольку та местность уже считалась занятой, то ро­ ды Качагирь, Помкагирь, Сарамыты, Картыли, Момоль — разбрелись по ре­ кам, текущим в Ангару,— Подкаменную Тунгуску, Хатангу и Нижнюю Тунгус­ ку, и по рекам, впадающим в Енисей справа. Эта легенда и дала нам более или ме­ нее ясное представление о том, где кочу­ ют роды северных народов. Сказка о «Чертовом озере», например, помогла нам перестроить экономику селькупов («лесных людей»), кочевавших в междуречье Таза и Енисея, так как ос­ новой их хозяйства был в то время охот­ ничий промысел. Сказка о «Чертовом озере» прослуша­ на мной во время собрания, длившегося два дня (лежа на снегу). Представитель Туруханского рика, которому не удалось произнести речи о «текущем момен­ те», упрекал меня в том, что вместо ' Текста доклада не сохранилось. Излагаю его в своей протокольной записи. — Е. В. дела я занимаюсь какой-то «чертовщи­ ной». Чем же «Чертово озеро» знаменито? Там, оказывается, живет мамонтова щу­ ка, да такая большая, что одним ударом хвоста потопляет большую лодку. Неда­ леко от Чертова озера есть ёще озера Коезльто и Кожульту. Здесь мамонт, провалившись, ушел под лед, на дно. Селькупы к берегам этих озер приносили жертвы духу мамонта, собирались во время голода, ловили рыбу, делали пор- су, так спасались от смерти. Тут же на собрании беру на учет воз­ можные запасы рыбы, и принимаем ре­ шение: перевести хозяйство селькупов на рыболовство, а пушной промысел сде­ лать подсобным. Надо было найти удобные и короткие пути сообщения к Чертову озеру. Снова помогла сказка. Из озера течет речка Польты, что значит — покойник. Как пойдешь по ней? Страшно. Да и далеко идти, дня три или четыре надо. Прямо через тальник по большой весенней воде — дорога принадлежит шайтану, а она не может быть кривой! И мы, прорубив в тальнике просеку, пустили по ней кате­ ра с рыбаками, сократив расстояние ки­ лометров на пятьдесят. Оленям нужна соль, ее привозят в Ту- руханск по тундре издалека, с полуостро­ ва Юрунг-Тулис, с мыса Нордвик. О со­ ли на Таймыре в устье Хатанги мы тоже узнали из сказки. Поехали в пургу к со­ леному месту, нашли проталину, намяли ком снега, дали оленю — лижет. Значит, соль есть, послали в Красноярск на про­ бу. Лаборатория подтвердила: соль нали­ цо, но есть в источнике еще какое-то по­ стороннее вещество, непригодное в пи­ щу. Впоследствии это оказался бром, нужный для промышленности. Кроме то­ го, бром показал «след» для поисков на Таймыре нефти. И все это на основе ска­ зок и легенд. Не следует забывать, что в сказке че­ ловек не только ходит по земле и охотит­ ся за зверями, но оказывается, что он страдает, любит, получает необходимые понятия о мире. Созвездие Ориона — это Лось, который похитил у человека День и оставил его во мгле. А навстречу ему пришел богатырь, и Млечный путь является следом от его камысовых лыж. Он отнял у Лося День и вернул людям свет — тогда появляется утренняя звез­ да — Венера. Все эти Медведицы, Планеты, Ковши возбуждали творческие эмоции. Помимо- того, что северяне в тундре легко ориен­ тируются по ним, они еще создали о них. сказки-легенды. Среди народных певцов Енисейского севера есть географы, вос­ певающие реки, горы, озера, геологи — рассказывающие о происхождении зем­ ли, и астрономы, поющие о звездах. Сказка о земле уносит нас в далекое прошлое, но там вы находите описание

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2