Сибирские огни, 1963, № 9
— Когда я поехал на Енисейский се вер,— начал Михаил Иванович,— мне было 24 года, а вернулся я с севера в 1932 году, когда мне исполнилось 36 лет Работу на севере я начал в должности инструктора Туруханского Союза кооперативов. В мою задачу вхо дило устанавливать ликвидность охот- ничье-промысловых районов, произво дить экономическое и бытовое обследова ние населения Приангарья и бассейна Подкаменной Тунгуски. Вместе с тем я должен был вести кульгурно-просвети- тельную работу среди народов Енисей ского севера. Мы, русские, хорошо знали жизнь ост ровов Тихого океана и совсем не знали культуры народов нашего Севера. Мно гие этнографы до Советской власти пред ставляли себе дело так: «что, дескать, можно хорошего найти в описании север ных народов, когда они имеют мало слов, но много вшей...». Ангарские кулаки на зывали эвенков не иначе, как одним сло вом «тварь». Первое, на что я обратил внимание,— это отсутствие знаний у северян русско го языка. Их надо было срочно обучать и в то же время самому овладевать их языком. Без этого трудно их понять и еще труднее помочь. Вот, скажем, рассказывается легенда о Суве. В ней запечатлен исторический факт: в 1669 году русские овладели югом Сибири, и эвенки вынуждены были отступить к северу, остановиться на Ан гаре. Шулинга —- князь эвенков — со брал весь народ и потребовал орлам от резать хвосты и крылья. Затем укрепили их на вершину голой сосны и загадали: куда ветер повернет крыло, туда и идти. На утро крыло указало ту сторону, от куда текут голубые реки, следовательно идти туда роду Ваякиту. Поскольку та местность уже считалась занятой, то ро ды Качагирь, Помкагирь, Сарамыты, Картыли, Момоль — разбрелись по ре кам, текущим в Ангару,— Подкаменную Тунгуску, Хатангу и Нижнюю Тунгус ку, и по рекам, впадающим в Енисей справа. Эта легенда и дала нам более или ме нее ясное представление о том, где кочу ют роды северных народов. Сказка о «Чертовом озере», например, помогла нам перестроить экономику селькупов («лесных людей»), кочевавших в междуречье Таза и Енисея, так как ос новой их хозяйства был в то время охот ничий промысел. Сказка о «Чертовом озере» прослуша на мной во время собрания, длившегося два дня (лежа на снегу). Представитель Туруханского рика, которому не удалось произнести речи о «текущем момен те», упрекал меня в том, что вместо ' Текста доклада не сохранилось. Излагаю его в своей протокольной записи. — Е. В. дела я занимаюсь какой-то «чертовщи ной». Чем же «Чертово озеро» знаменито? Там, оказывается, живет мамонтова щу ка, да такая большая, что одним ударом хвоста потопляет большую лодку. Неда леко от Чертова озера есть ёще озера Коезльто и Кожульту. Здесь мамонт, провалившись, ушел под лед, на дно. Селькупы к берегам этих озер приносили жертвы духу мамонта, собирались во время голода, ловили рыбу, делали пор- су, так спасались от смерти. Тут же на собрании беру на учет воз можные запасы рыбы, и принимаем ре шение: перевести хозяйство селькупов на рыболовство, а пушной промысел сде лать подсобным. Надо было найти удобные и короткие пути сообщения к Чертову озеру. Снова помогла сказка. Из озера течет речка Польты, что значит — покойник. Как пойдешь по ней? Страшно. Да и далеко идти, дня три или четыре надо. Прямо через тальник по большой весенней воде — дорога принадлежит шайтану, а она не может быть кривой! И мы, прорубив в тальнике просеку, пустили по ней кате ра с рыбаками, сократив расстояние ки лометров на пятьдесят. Оленям нужна соль, ее привозят в Ту- руханск по тундре издалека, с полуостро ва Юрунг-Тулис, с мыса Нордвик. О со ли на Таймыре в устье Хатанги мы тоже узнали из сказки. Поехали в пургу к со леному месту, нашли проталину, намяли ком снега, дали оленю — лижет. Значит, соль есть, послали в Красноярск на про бу. Лаборатория подтвердила: соль нали цо, но есть в источнике еще какое-то по стороннее вещество, непригодное в пи щу. Впоследствии это оказался бром, нужный для промышленности. Кроме то го, бром показал «след» для поисков на Таймыре нефти. И все это на основе ска зок и легенд. Не следует забывать, что в сказке че ловек не только ходит по земле и охотит ся за зверями, но оказывается, что он страдает, любит, получает необходимые понятия о мире. Созвездие Ориона — это Лось, который похитил у человека День и оставил его во мгле. А навстречу ему пришел богатырь, и Млечный путь является следом от его камысовых лыж. Он отнял у Лося День и вернул людям свет — тогда появляется утренняя звез да — Венера. Все эти Медведицы, Планеты, Ковши возбуждали творческие эмоции. Помимо- того, что северяне в тундре легко ориен тируются по ним, они еще создали о них. сказки-легенды. Среди народных певцов Енисейского севера есть географы, вос певающие реки, горы, озера, геологи — рассказывающие о происхождении зем ли, и астрономы, поющие о звездах. Сказка о земле уносит нас в далекое прошлое, но там вы находите описание
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2