Сибирские огни, 1963, № 8

— Ч то говориш ь -то , одумай ся! Д о л го ли, в самом д ел е , ребенка с ум а свихнуть?! Н е тро гай ты ее, не пугай , мою к а с а т уш к у . Уж я сам а как -нибуд ь с ней , сам а ... ...Высоким и глухим з аб ором обносить свой дом Устин не стал . Сына все р авно не у д е р ж а л бы никакой забор., а дочь — и сп у ган н ая , пришиб­ л енн ая , си д ел а в самы х д ал ьн и х к ом н а т ах дом а с книгой в ру к ах и с л а ­ беньким д етским голоском бубнила : «Адам родил А в ел я и К аин а ; Каин родил Е ноха ; Енох родил И р о д а ; И р о д родил М ихаила ...» — Н е М и х аи л а , доч ен ьк а ,— М ехи аел я . А М ихаил — это архангел , сокруш ивш ий с а т а н у , который хотел сесть на небесный престол самого господа . Хотел , д а и попал со своими ш аромыж ник ам и , что хотели по­ мочь с а тан е , п р ям о в ад, в котлы горючие. Ну, мы дойдем ещ е до сего места . М ехи а е л я , говорю , родил Ирод . — «М ехи а ел я . . .— покорно п о в то р ял а д евоч ка .— М ех и а ел ь родил М аф у с аи л а ; М аф у с а и л родил Л ам е х а ; Л ам е х родил от ж ены Ады Н а в а ­ л а и И у в а л а , д а от ж ены Ц и л лы сына Т у в а л к и а н а и дочь Ноему» ... М ам а , м ам а , а почему у этого Л ам е х а было ср а зу две ж ены? — спросила од ­ н аж ды д евоч ка . — Тьфу , бессовестная ! М ож но ли таки е речи весть?! — рассерди ­ л а сь м а т ь .— С к а з ан о в писании , что д в е жены , значит , две . Н ам , греш ­ ным, не пон ять , з а ч ем да почему. Ты читай и проникайся! И повинуйся слову бож ьем у . А то наш лет он на т еб я болезни страшные . С тех пор В а р ь к а никогда ничего не сп р аш и в ал а , а лиш ь «проника­ л а сь» и «по вино в ал ась» , по н ескольку р а з в день вм есте с м атерью при ­ ним ал ась кр е с ти т ь ся и к л ан я т ь с я п ер ед иконами . Д е в о ч к а ничего не спросила д аж е то гд а , когда из д ом а исчезли и все иконы , и м олча вы сл уш и в ал а р а зъ я с н ен и я матери , что они с ней «сподо­ бились» , что о т к ры л а с ь им «истинная» в ер а в Христа , что бог теперь у них постоянно ж и в е т в самой душ е и именно этом у богу , а не тому, ко ­ торый н ари со в ан на иконах , будут они молиться и что в е р а их н а зы в а е т ­ ся теперь бап ти стской . И з всех эти х объяснений В а р ь к а п он ял а только то, что всемогущ е­ му богу, к о тором у следует безропотно подчиняться , н ад о ело сидеть на иконах и он, к аж е т с я , п ереселился в их с м атер ью душ и . И ш еп тала вместе с м а тер ью бездумно зауч енны е с ее слов молитвы ... ...Но сегодн я П истим ея м олил ась в горнице одна . М о л и л а с ь уж е д а в ­ но — с той минуты , к а к Устин повез полный воз сена к скотным дворам . В а р в а р а , т а к а я ж е и сп у ганн ая и приш ибл енн ая , к а к в детстве , сиде­ л а на кр о в а ти в своей м ал ен ькой ком н атуш ке и через откры тую дверь гл яд ел а на м ать . П истим ея с т о я л а на кол ен ях и, п риж а в руки к груди , б орм о тал а : — И зр е к твой раб преданный : « ...кто униж а е т себя , тот возвы сит­ ся». П р и п а д аю к стопам твоим я, овц а послуш ная , р а б а п ок орн ая , и, при ­ п ад а я , молю смиренно : к а к на учеников твоих сош ел в п я тид есяты й день воскресенья тво е го дух святой , т а к пусть сойдет он на м еня , р аб у греш ­ ную, чтоб п олуч и л а я духовный д ар , чтоб ощ утила я б л а г о д а т ь божью и у р а зум е л а я зы ки иные... Сподобь поговорить меня с тобой , сподобь! Сподобь!! Сподобь!!! П истим ея н а ч а л а все громче и громче повторять это бесконечное — «Сподобь!» , п о д н я л а с ь с колен , в о зд е л а руки кверху , зап р о к и н у л а голо ­ ву, з а т р я с л а с ь . П л а т о к уп ал с головы , седые волосы р астр еп али сь , р а з ­ лохм ати ли сь , он а з а с т о н а л а и, не то хохоча , не то пл ач а , з а б е г а л а по комн ате , вы кри ки в а я : — Слыш у , слышу! О господи, п о к а р ай меня, грешную , и дочь мою, и чрево мое... К р а сн о е небо д а р а зд а в и т нас. Вместо рогов б ар ан ьи х про ­ и зр а с т аю т на л б у змеи ядовиты е с семью ж а л ам и к аж д а я . И зви ваю тся 4 . «Сибир ски е о гни» № 8.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2