Сибирские огни, 1963, № 8
к ом а т а все учетные документы , и з о р в а л их в клочья , бросил на пол, при нялся топтать , выкри кив а я : — Н е буду о р уж и я бр а т ь в руки! В е р а наша т а кая . . . Грех убивать себе подобных . Н е буду, не буду. . . Мне времени не х в а т и т прошлые грехи замолить . Б о л ьш а я с емья Уваровых ж и л а на к р аю Ручьевки т р ем я домами . Гл а в а рода , с т ари к Евдоким , своего хо зяйс тв а не имел и ж и л по очере ди то у одного , то у другого , то у тре тье го сына. Н а к аж д о й уваровской у с адьб е — с вир епы е псы, в к аж д о м д оме •— коптилки , хотя в селе есть электричество , у к аж д о г о У в а р о в а — куч а грязных , обор в анных , н ап у ганных, к а к зв ерьки , детей. Исидор У в а р о в когда -то был веселым и общительным человеком, в Отечественную успел достаточно повоевать , домой в ернул с я лейт енан том. Но теперь был хмур , нера зговорчив , любил уединение . Все о б ъ я с н я ли это тем, что осенью сорок ч етвертого года в С в е т ли х е утонул сын. Исидора — Л е н ь к а , с емнадц а ти л етний дол го в я зый парень , н еоднок р а т но бегавший в в о е н к ом а т с просьбами к а к можно скорее отправит ь его на фронт. С т а р и к Евдоким поднял то гд а шум на весь район . Л ен ь к у искали по всей С в е т ли х е несколько дней , но т ак и не нашли . Исидору , ко г д а вернулся он, все сочувствовали — шутк а ли, т а к не лепо и б ессмысленно потерять сына , первенца . . . Но ож и д а л и , что прой дет время , горе притупится , и У в аро в отмякнет . Одн а ко время шло , а Исидор с т ан о вил с я все з амкнуте е . Д а и весь Уваровский род с к аж ды м годом с т ан о вил с я все нелюдимее . Сперва од ну, потом другую , на к онец и тре тью у с а д ь б у они огородили глухими з а борами . З а толс тыми воротами з а б р я к а л и цепями свирепые псы. И вот* недавно. . . . Д е л о на И с и д о р а У в аро в а п е р е д а ли в суд. Суд а еще не было, чем он кончится — неизвестно , но говорят , что Исидор не при зн а е т на след ствии себя ни иеговистом , ни пятидесятником , на все вопросы отвечает односложно : «В е р а т а к а я , и все... б ож ь я вера». — Да - а . . . Вот это вопрос ты мне з а д а л ,— пр ом о л ви л З а х а р .— Д а нет, не м ож е т быть. . . Ж е н а Устина — д ру гой вопрос. Но она — баптис т ка . П р а в д а , большой разницы м ежд у бапти с тами и пя тидеся тниками , каж е тс я , нет. С е к т а пятидесятников боле е и зу в ер с к а я — и все. Но мы строго следим з а нашими бап ти с тами . Степанида , верно, иногда з а г л я ды в а е т в молитвенный дом. Ходила бы, может , чаще , д а Фрол , слышно, держит . Но чтоб Устин с Фролом сами. . . Нет, я бы знал . . . У тебя что, ф акты есть? — Ф а к то в нет.. . Вот я и при ех ал з а ними. Н а д о бы в г а з е т е по р ели гиозникам уд ари т ь . Б о л ьш а к о в потер лоб, снова встал , прошелся из у гл а в угол по к а бинету. — Смутил ты меня , Петро , признаться . . . Хоть и не у к л а ды в а е т с я в голове, да , може т , з а нашей всегдашней суматохой и не все видим, что под носом д ел а е т с я . . . А факты. . . И зув ерс тв у наших б ап ти с тов никаких не замеч а е т с я . Основные клиенты Пистимеи , ты зн а еш ь ,— д р я х лы е с т а рухи. Общин а ее д авным - да вно , считай с самой войны, не растет . Но один ф а к т у нас в род е есть . . .— З а х а р сел на прежнее место , опять по тер лоб .— Черт , а ведь не д а е т мне покоя твоя до гадка . . . Особенно н а счет Устина . Вот буде т тр ан сл яци я , к а к говорит Антип.. . Д а , а факт , говорю, есть один, но... В общем , К л а в ди я Никулина . . . — Никулина ? ! Ж е н а Федора Морозова ! ! — удивленно воскликнул Смирнов .— Но.. . что ж е она.. . к бап ти с там ходит? — Д а видишь ли, старушонки , имею слух, п о х аж и в аю т к ней. Д а в ненько, видать , о хм у р я т ь бабу нач али . Восполь зовались , сволочи , в ели
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2