Сибирские огни, 1963, № 8
зерна от сорняков? Видимо, нет — это очевидно. Какова взаимосвязь между жизненны ми впечатлениями художника и сюжетом произведения? Ответом может служить статья «Наблюдения и сюжет». Это — не только теоретический труд, но и блиста тельный образец литературоведческого анализа одного из сложнейших произве дений мировой драматургии — чеховской «Чайки». И здесь критик обосновывает подспудную, но нерасторжимую взаимо связь между взглядами художника и отобранным им жизненным материалом: «Мысль художника вырастает и обога щается в процессе изучения жизни. Яв ление фиксируется, отбирается и обобща ется в свете мысли». Увлекательность — в прямом смысле этого хорошего слова— книги Е. Добина объясняется не только умелым постро ением статей, не только «интересностью» материала, но и выразительным языком. Видимо, может показаться натяжкой применение слова «образность» к работе критика. Между тем, никакой натяжки тут нет — потому что нетрудно увидеть эту образность, помогающую, к тому же, точнее сформулировать мысль, сделать ее более «осязаемой». Анализируя излюбленные сюжетные построения различных писателей, Е. До- бин отмечает, что для Ибсена — это «разматывание ниточки прошлого». Про следив на примере «Привидений», «Но ры», «Столпов общества», как на без облачном горизонте различных семей по является незаметное темное пятнышко, превращающееся в зловещую тучу, кри тик подводит итоги: «Свирепый ветер сметает показное и лживое благополу чие. Корни катастрофы не во внешних обстоятельствах. Они заложены внутри. Противоречие коренится в самом, внеш не лучезарном, благополучии. Корни драмы обычно в прошлом. Когда-то со вершены проступок, преступление... Вре мя их как будто скрыло. Но вот неотвра тимо разматывается ниточка прошлого и превращается в бикфордов шнур, взры вающий здание благоденствия и почета». Дело не только в яркости найденного образа. Еще важнее то, что такой образ запечатлевается в памяти, углубляет представление о сущности разговора. В заключительном, третьем разделе книги освещена роль детали в триедин стве, определяющем реализм. Достаточно привести лишь название двух статей, об разующих раздел, чтобы стало ясно, в каком плане автор разрабатывает этот сложный вопрос. Первая статья называ ется «Природа детали», вторая — «Де таль — это стиль (В. Катаев, А. Фадеев, В. Панова, К. Паустовский)». Излишне говорить, насколько трудно анализиро вать природу художественной детали. Зд^сь на каждом шагу подстерегает опасность, «поверяя алгеброй гармо нию», сделать то, что сделал пушкин ский Сальери — «звуки умертвив, музы ку я разъял, как труп». Критик избежал этого — «душа» детали, «изюминка» по трясающего чеховского мастерства, тон ко подмеченные особенности деталиров ки в творчестве крупных советских пи сателей раскрыты Е. Добиным как ху дожником, а не как анатомом. И очень важно, что критик рассматривает деталь не изолированно, «саму по себе», а в ее неразрывной связи с замыслом художе ственного произведения — «неотделимы и взаимосвязаны обе стихии в искусстве: и широкие картины, обобщающие дей ствительность («типичные характеры в типичных обстоятельствах»), и детали». Закрывая книгу «Герой. Сюжет. Де таль», чувствуешь, что стал богаче. В. А г ал а к о в , Ф . К удря вц ев , И. К у з н е ц о в ЦЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ БОЛЬШЕВИСТСКОГО ПОДПОЛЬЯ И ПАРТИЗАНСКОЙ БОРЬБЫ В СИБИРИ Героическая эпопея борьбы за * власть Советов в Сибири в 1918—1920 гг., руководящая деятельно стью подпольных организаций РКП(б), партизанское движение против внутрен ней контрреволюции и империалистиче ской интервенции не раз привлекали внимание историков. По этим вопросам издано уже значи тельное количество книг и статей, осо бенно в последние годы. Работы последних лет имеют большие достоинства, но и вместе с тем отражают уровень изученности данной темы. Они, как правило, освещают события не в об щесибирском масштабе, а по частям (За падная, Восточная Сибирь) и районам обширного края, не показывают взаимные связи между ними в процессе борьбы трудящихся масс, порой преувеличивают роль отдельных районов. Нередко внут ренняя борьба за власть Советов в Сиби ри рассматривается в отрыве от боевых действий Красной Армии, ее освободи тельного похода в Сибирь. Слабо изуча лись проблема союза рабочего класса и сибирского трудового крестьянства, борь ба большевиков с эсерами за руковод ство партизанским движением. Отсут ствовала четкая периодизация основных
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2