Сибирские огни, 1963, № 8

зерна от сорняков? Видимо, нет — это очевидно. Какова взаимосвязь между жизненны­ ми впечатлениями художника и сюжетом произведения? Ответом может служить статья «Наблюдения и сюжет». Это — не только теоретический труд, но и блиста­ тельный образец литературоведческого анализа одного из сложнейших произве­ дений мировой драматургии — чеховской «Чайки». И здесь критик обосновывает подспудную, но нерасторжимую взаимо­ связь между взглядами художника и отобранным им жизненным материалом: «Мысль художника вырастает и обога­ щается в процессе изучения жизни. Яв­ ление фиксируется, отбирается и обобща­ ется в свете мысли». Увлекательность — в прямом смысле этого хорошего слова— книги Е. Добина объясняется не только умелым постро­ ением статей, не только «интересностью» материала, но и выразительным языком. Видимо, может показаться натяжкой применение слова «образность» к работе критика. Между тем, никакой натяжки тут нет — потому что нетрудно увидеть эту образность, помогающую, к тому же, точнее сформулировать мысль, сделать ее более «осязаемой». Анализируя излюбленные сюжетные построения различных писателей, Е. До- бин отмечает, что для Ибсена — это «разматывание ниточки прошлого». Про­ следив на примере «Привидений», «Но­ ры», «Столпов общества», как на без­ облачном горизонте различных семей по­ является незаметное темное пятнышко, превращающееся в зловещую тучу, кри­ тик подводит итоги: «Свирепый ветер сметает показное и лживое благополу­ чие. Корни катастрофы не во внешних обстоятельствах. Они заложены внутри. Противоречие коренится в самом, внеш­ не лучезарном, благополучии. Корни драмы обычно в прошлом. Когда-то со­ вершены проступок, преступление... Вре­ мя их как будто скрыло. Но вот неотвра­ тимо разматывается ниточка прошлого и превращается в бикфордов шнур, взры­ вающий здание благоденствия и почета». Дело не только в яркости найденного образа. Еще важнее то, что такой образ запечатлевается в памяти, углубляет представление о сущности разговора. В заключительном, третьем разделе книги освещена роль детали в триедин­ стве, определяющем реализм. Достаточно привести лишь название двух статей, об­ разующих раздел, чтобы стало ясно, в каком плане автор разрабатывает этот сложный вопрос. Первая статья называ­ ется «Природа детали», вторая — «Де­ таль — это стиль (В. Катаев, А. Фадеев, В. Панова, К. Паустовский)». Излишне говорить, насколько трудно анализиро­ вать природу художественной детали. Зд^сь на каждом шагу подстерегает опасность, «поверяя алгеброй гармо­ нию», сделать то, что сделал пушкин­ ский Сальери — «звуки умертвив, музы­ ку я разъял, как труп». Критик избежал этого — «душа» детали, «изюминка» по­ трясающего чеховского мастерства, тон­ ко подмеченные особенности деталиров­ ки в творчестве крупных советских пи­ сателей раскрыты Е. Добиным как ху­ дожником, а не как анатомом. И очень важно, что критик рассматривает деталь не изолированно, «саму по себе», а в ее неразрывной связи с замыслом художе­ ственного произведения — «неотделимы и взаимосвязаны обе стихии в искусстве: и широкие картины, обобщающие дей­ ствительность («типичные характеры в типичных обстоятельствах»), и детали». Закрывая книгу «Герой. Сюжет. Де­ таль», чувствуешь, что стал богаче. В. А г ал а к о в , Ф . К удря вц ев , И. К у з н е ц о в ЦЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ БОЛЬШЕВИСТСКОГО ПОДПОЛЬЯ И ПАРТИЗАНСКОЙ БОРЬБЫ В СИБИРИ Героическая эпопея борьбы за * власть Советов в Сибири в 1918—1920 гг., руководящая деятельно­ стью подпольных организаций РКП(б), партизанское движение против внутрен­ ней контрреволюции и империалистиче­ ской интервенции не раз привлекали внимание историков. По этим вопросам издано уже значи­ тельное количество книг и статей, осо­ бенно в последние годы. Работы последних лет имеют большие достоинства, но и вместе с тем отражают уровень изученности данной темы. Они, как правило, освещают события не в об­ щесибирском масштабе, а по частям (За­ падная, Восточная Сибирь) и районам обширного края, не показывают взаимные связи между ними в процессе борьбы трудящихся масс, порой преувеличивают роль отдельных районов. Нередко внут­ ренняя борьба за власть Советов в Сиби­ ри рассматривается в отрыве от боевых действий Красной Армии, ее освободи­ тельного похода в Сибирь. Слабо изуча­ лись проблема союза рабочего класса и сибирского трудового крестьянства, борь­ ба большевиков с эсерами за руковод­ ство партизанским движением. Отсут­ ствовала четкая периодизация основных

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2