Сибирские огни, 1963, № 8
тимо с поэтизацией корыстных интересов. Тем весомее вывод, который делает кри тик — «героика искусства социалистиче ского реализма прекрасна своей целью — освобождением человечества от ига эксплуатации и гнета, лжи и насилия. В •единстве борьбы и цели пробуждается великий героизм, вырастают подлинные герои». Е. Добину присуще завидное умение заинтересовывать читателя ходом своих рассуждений. На широком материале рус ской классической, советской и зарубеж ной литературы он прослеживает тенден ции в изображении героя. Проследив на многих примерах, как «неразрешимый конфликт героя и массы проходит по литературе прошлого», ав тор задается вопросом: кто же на правах героя пришел в литературу социалисти ческого реализма? К ответу на него мы подготовлены всем ходом размышлений Е. Добина: «На этот вопрос дала ответ — новый ответ — не эстетика, не критика, не теория литературы. Ответила история. И вслед за ней искусство. Да, «действи тельность рядом с нами, руки ее у нас на плечах». И в этом благотворная, движу щая сила нашего искусства». И в том, что героем нашей литературы стал обычный человек, — подчеркивает критик, •— «в этом ее богатство, мощь, гордость». Высокой оценки заслуживают статьи, вошедшие в раздел «Герой». Каждая статья посвящена конкретному анализу произведений того или иного советского писателя, и в то же время каждая статья по-настоящему проблемна. Е. Добин на материале, казалось бы, частного факта делает широкие теоретические обобще ния, подчеркивающие своеобразие и но ваторство литературы социалистического реализма. В анализе «Всадников» Ю. Яновского, «Людей из захолустья» А. Малышкина, стихов Ольги Берггольц, повести В. Пановой «Сережа», романа Д. Гранина «После свадьбы» и произве дений других писателей привлекает на стойчивый поиск критика тех сокровен ных единственных связей между содер жанием и формой, которые диктовали авторам то или иное художественное ре шение; исследование обогащено тем, что ведется на широком литературном фоне. Сказанное не означает, конечно, что в этих статьях нет частностей, вызыва ющих желание поспорить. Думается, что в яркой статье «Охотники за микроба ми», убедительно показывающей бога тый арсенал изобразительных приемов И. Ильфа и Евг. Петрова, критик неправ, относя рассказ «Счастливый отец» к разряду тех, в которых «отсутствует ши рокая тема и осмеиваемые объекты — безобидные чудаки... персонажи не су ществуют реально, они бытуют в жанре, а не в жизни». На самом деле сатирики здесь наносят „двойной удар. Одна мишень — смешное тщеславие Сундучанского, который не может полностью вкусить счастье от цовства, не похвастав своим сыном перед людьми, в сущности, и далекими, и со вершенно равнодушными к факту при бавления семейства Сундучанских. Вто рая, главная мишень — сотрудники Сун дучанских. Равнодушные, как сундуки, они ни на минуту не хотят отвлечься от текущих дел, ни одного сочувственного слова не слышит от них «счастливый» отец. И только, сочинив объявление о создании «бригады по обследованию ре бенка Сундучанского», он добился при хода сотрудников к нему домой. Вывод очевиден — иные до того привыкли к казенным словам бессмысленных объяв лений, к нелепым комиссиям, к штампо ванным ярлыкам, что просьба живого человека их не трогает. Им органически чужда чуткость, даже самое элементар ное внимание к людям. Но то, что обле чено в привычные, казенные формули ровки-шаблоны,— их вполне устраивает. В этом рассказе налицо и «широкая тема» — противопоставление живого де ла формализму, и «осмеиваемые объек ты», совсем не являющиеся «безобидны ми чудаками». Остается добавить, что мерка «бытует в жанре, а не в жизни» вряд ли без существенных оговорок при ложима к сатире (вспомним хотя бы щедринского Органчика). Другими сло вами, правдоподобие бытового плана в сатире ничего не решает. Да, не всегда соглашаешься с крити ком, но всегда с интересом следишь за ходом его мысли, за строгой цепью дока зательств. Это —- бесспорное и большое достоинство книги. Е. Добин исследует характеры лите ратурных героев «изнутри», придирчиво проверяя, насколько правдив, аргумен тирован данный поворот сюжета, отвеча ет ли он обстановке, нет ли здесь «ав торского произвола». Такой метод позво ляет лучше постичь диалектику характе ров, их становление. Есть у Е. Добина тема, особенно близ кая автору. Ей посвящены статьи, вклю ченные в раздел «Сюжет». Доскональ ное, что называется, знание очень широ кого материала, точность «прицела», ар гументированность выводов отличает эти работы. Как известно, именно категория сюжета давала формалистам более всего поводов «обосновывать» свои взгляды, доказывать, что этот компонент произве дения играет лишь формальную роль. Пафос всех статей Е. Добина о сюже те — в мысли о том, что сюжет — это концепция действительности. Сюжет не нейтрален, подчеркивает критик, ибо в нем слиты и отражение объективной дей ствительности, и отражение взглядов ху дожника. Надо ли особо оговаривать, как важна такая постановка вопроса в дни, когда мы пристально оглядываем наше литера турное хозяйство, отделяя полновесные
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2