Сибирские огни, 1963, № 8

давленный религией, и в этом его глубо­ чайшая трагедия. Неудовлетворенность жизнью, свой гнев он вымещал на матери, которую бил жестоко и беспощадно. Жизнь матери в доме, как и жизнь любой узбечки, была невыносимо тяжелой. Сильным и мужест­ венным человеком была мать Халимы. Сколько нужно иметь воли, отваги и ума, чтобы ей, забитой и вечно покорной, с первых же дней Советской власти встать на путь борьбы за освобождение женщин от домашнего и религиозного рабства. И сколько их было таких! Сцена стала для них ареной борьбы. Женщина, веками носившая паранджу, выходила на сцену с открытым лицом, она танцевала, пела под одобрительные возгласы молодежи и злобное шипение стариков. Женщины-артистки свободно говорили, они звали в новую жизнь, и женщины в зале сбрасывали с себя ненавистные па­ ранджи. Да, это была суровая и мужественная борьба, ибо старое не сдавалось, оно су­ дорожно цеплялось за жизнь. С болью рассказывает Халима о том, как зверски была убита молодая и талантливая ар­ тистка Турсуной Саидазимова, погибла юная Нурхон. Зорко следили за Хамсой глаза, налитые злобой, и вот поэт убит. «Погиб трибун революции, погиб народ­ ный драматург, погиб человек». Про­ клятьем и гневом осыпали замечатель­ ную артистку Сарымсакову, вчерашнюю рабыню, призвавшую женщин к новой жизни. Не раз угрожали смертью и са­ мой Халиме, требуя, чтобы она бросила театр. «Но разве можно приказать солн­ цу не греть и не светить, разве можно приказать луне не бросать синего таин­ ственного света на землю?! И разве мож­ но человека заставить молчать, когда песня жжет сердце и звуки рвутся на простор?!» — эти слова об отце Халимы можно отнести ко всему узбекскому на­ роду. Читаешь книгу, и постепенно перед то­ бой вырисовывается облик Халимы, ав­ тора этой книги, отважной и сильной женщины, борца за новую жизнь. Источ­ ником творчества артистки является лю­ бовь к своему народу: «Я не могла бы создать ни единого художественного об­ раза, если бы я не чувствовала жизни моего народа, не знала бы его дум, стрем­ лений и надежд». Ценность книги «Солнце над Восто­ ком» еще и в том, что она рассказывает об образовании и росте национального узбекского театрального искусства: дра­ мы, оперы, балета. И радостно читать о том, как некогда темный, задушенный религиозным фана­ тизмом народ создал высокое искусство, получившее всюду самое широкое при­ знание. Ю. М о с т к о в МАСТЕРСТВО КРИТИКА О книгу Е. Добина «Герой. Сюжет. и Деталь»1 вошли статьи, написан­ ные в 1934— 1962 годы. Три десятка лет — срок немалый и, конечно, вполне достаточный для того, чтобы написанные за это время статьи выглядели разорванными наблюдениями над различными произведениями разных авторов. Но эти вполне естественные опа­ сения читателя не сбываются. Хотя статьи и посвящены разнообразным воп­ росам, все они отличаются глубокой внут­ ренней цельностью. В чем же проявляется эта связь? «Герой. Сюжет. Деталь» — три темы, вынесенные в заглавие книги, прежде всего, связаны внутренне. Ведь содержа­ ние образа героя определяет направление литературы; сюжет служит наиболее пол­ ному раскрытию характера героя; деталь делает зримым, осязаемым, объемным то, о чем повествуется, «одевает», если мож­ но так выразиться, живой плотью костяк- сюжета. В одной из статей Е. Добин закономер­ но напоминает о триединстве знаменито­ го определения реализма, данного Эн­ гельсом: «Реализм подразумевает, кроме- правдивости деталей, верность передачи типичных характеров в типичных обстоя­ тельствах». Рассмотрению этого триедин­ ства и посвящена книга. «Героика и оптимизм» — само назва­ ние статьи говорит о том, какие качества советской литературы критик ставит во- главу угла. Очень привлекательна манера Е. Доби на не просто декларировать те или иные положения, а придирчиво рассматривать их, анализируя возможные возражения, исследуя глубинную суть примеров, кото­ рые поверхностному взгляду могут пока­ заться противоречащими общей концеп­ ции. Справедливо отмечая свойственную буржуазной литературе принципиальную «безгеройность», критик задается вопро­ сом — а как быть с художниками герои­ ческого склада типа Редьярда Киплинга или Джека Лондона? Убедительный, строго логический анализ приводит к заключению — эти и подобные им худож­ ники героизируют погоню за целью, а не саму цель, так как в буржуазном общест­ ве целью может быть только личное бо­ гатство, а подлинное искусство несовмес­ 1 Е. Д о б и н . Герой. Сюжет. Деталь. Изд. «Советский писатель», М.—Л., 1962 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2