Сибирские огни, 1963, № 8
давленный религией, и в этом его глубо чайшая трагедия. Неудовлетворенность жизнью, свой гнев он вымещал на матери, которую бил жестоко и беспощадно. Жизнь матери в доме, как и жизнь любой узбечки, была невыносимо тяжелой. Сильным и мужест венным человеком была мать Халимы. Сколько нужно иметь воли, отваги и ума, чтобы ей, забитой и вечно покорной, с первых же дней Советской власти встать на путь борьбы за освобождение женщин от домашнего и религиозного рабства. И сколько их было таких! Сцена стала для них ареной борьбы. Женщина, веками носившая паранджу, выходила на сцену с открытым лицом, она танцевала, пела под одобрительные возгласы молодежи и злобное шипение стариков. Женщины-артистки свободно говорили, они звали в новую жизнь, и женщины в зале сбрасывали с себя ненавистные па ранджи. Да, это была суровая и мужественная борьба, ибо старое не сдавалось, оно су дорожно цеплялось за жизнь. С болью рассказывает Халима о том, как зверски была убита молодая и талантливая ар тистка Турсуной Саидазимова, погибла юная Нурхон. Зорко следили за Хамсой глаза, налитые злобой, и вот поэт убит. «Погиб трибун революции, погиб народ ный драматург, погиб человек». Про клятьем и гневом осыпали замечатель ную артистку Сарымсакову, вчерашнюю рабыню, призвавшую женщин к новой жизни. Не раз угрожали смертью и са мой Халиме, требуя, чтобы она бросила театр. «Но разве можно приказать солн цу не греть и не светить, разве можно приказать луне не бросать синего таин ственного света на землю?! И разве мож но человека заставить молчать, когда песня жжет сердце и звуки рвутся на простор?!» — эти слова об отце Халимы можно отнести ко всему узбекскому на роду. Читаешь книгу, и постепенно перед то бой вырисовывается облик Халимы, ав тора этой книги, отважной и сильной женщины, борца за новую жизнь. Источ ником творчества артистки является лю бовь к своему народу: «Я не могла бы создать ни единого художественного об раза, если бы я не чувствовала жизни моего народа, не знала бы его дум, стрем лений и надежд». Ценность книги «Солнце над Восто ком» еще и в том, что она рассказывает об образовании и росте национального узбекского театрального искусства: дра мы, оперы, балета. И радостно читать о том, как некогда темный, задушенный религиозным фана тизмом народ создал высокое искусство, получившее всюду самое широкое при знание. Ю. М о с т к о в МАСТЕРСТВО КРИТИКА О книгу Е. Добина «Герой. Сюжет. и Деталь»1 вошли статьи, написан ные в 1934— 1962 годы. Три десятка лет — срок немалый и, конечно, вполне достаточный для того, чтобы написанные за это время статьи выглядели разорванными наблюдениями над различными произведениями разных авторов. Но эти вполне естественные опа сения читателя не сбываются. Хотя статьи и посвящены разнообразным воп росам, все они отличаются глубокой внут ренней цельностью. В чем же проявляется эта связь? «Герой. Сюжет. Деталь» — три темы, вынесенные в заглавие книги, прежде всего, связаны внутренне. Ведь содержа ние образа героя определяет направление литературы; сюжет служит наиболее пол ному раскрытию характера героя; деталь делает зримым, осязаемым, объемным то, о чем повествуется, «одевает», если мож но так выразиться, живой плотью костяк- сюжета. В одной из статей Е. Добин закономер но напоминает о триединстве знаменито го определения реализма, данного Эн гельсом: «Реализм подразумевает, кроме- правдивости деталей, верность передачи типичных характеров в типичных обстоя тельствах». Рассмотрению этого триедин ства и посвящена книга. «Героика и оптимизм» — само назва ние статьи говорит о том, какие качества советской литературы критик ставит во- главу угла. Очень привлекательна манера Е. Доби на не просто декларировать те или иные положения, а придирчиво рассматривать их, анализируя возможные возражения, исследуя глубинную суть примеров, кото рые поверхностному взгляду могут пока заться противоречащими общей концеп ции. Справедливо отмечая свойственную буржуазной литературе принципиальную «безгеройность», критик задается вопро сом — а как быть с художниками герои ческого склада типа Редьярда Киплинга или Джека Лондона? Убедительный, строго логический анализ приводит к заключению — эти и подобные им худож ники героизируют погоню за целью, а не саму цель, так как в буржуазном общест ве целью может быть только личное бо гатство, а подлинное искусство несовмес 1 Е. Д о б и н . Герой. Сюжет. Деталь. Изд. «Советский писатель», М.—Л., 1962 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2