Сибирские огни, 1963, № 8

идет не о детстве, а о войне, о великих тяготах народа в ней, о трудной жизни маленького сибирского села. А годы войны совпали с годами детст­ ва героя. И случилось это, конечно, не по «го вине... Один молодой стихотворец пишет: «Я молнии ломал через колено...» Говорят, это красиво. Не знаю. Боюсь, это черес­ чур красиво. Красивость эта, как и все «насильственно» выдуманное, меня не трогает. Но вот мальчонке, не избалованному по военному времени обновами, сшили штаны — из мешковины. ... А когда настынут — Звонче снега Заскрипят, зачухкают они. Узнавал я часто скорость бега По сухому шарканью штанин. А бывало, если в дождь намокнут Или Мать возьмет их постирать, Видел я: штаны и сами могут Без поддержки запросто стоять. Это, правда, куда менее «красиво», чем молнии, которые ломаются через ко­ лено, но выдумать такое — невозможно. Цикл «Думы о детстве» состоит из сти­ хов в основном сюжетных. Почти во всех стихах цикла живут лю­ ди — именно живут, а не присутствуют, ибо у каждого из них свое лицо, свой ха­ рактер. А ведь дать характер человека в ма­ леньком стихотворении — вещь необы­ чайно трудная. Очень приятен органично свойствен­ ный поэту добрый юморок. Вот незамы­ словатое стихотворение из раздела «На завод пришла весна». Парень опаздывает на работу, он спе­ шит, «до гудка стараясь пропуск сдать», и вдруг слышит лукавый оклик из та­ бельной: «Эй, парень, ты чего вдруг на­ чал просыпать?» Он ответ нашел бы, не краснея, Хоть девчонка на язык остра, Если бы с другою, а не с нею Простоял почти что до утра... И рядом стихи о сварщике — уже сов­ сем в другой интонации: ...Н а пламя сварки Глядит в щиток, упрям и строг. А электродные огарки, Как гильзы, падают у ног. В интересной в общем книжке И. Яга- на, повторяю, есть свои просчеты. Но они не определяют ее облика, и по­ тому я позволил себе не останавливаться на них. Л. К у з н е ц о в а РАССКАЗЫВАЕТ ХАЛИМА НАСЫРОВА 1^огда Юлиус Фучик в 1935 годупо- смотрел узбекский театр, он, вос­ хищенный, писал: «Их «Гамлет» был бы опасным соперником самой лучшей сце­ ны Европы, а узбекскому театру всего пятнадцать лет от роду». Пройти такой поистине грандиозный путь от векового мрака до высокой куль­ туры мог только мужественный, талант­ ливый народ, освобожденный Октябрем. О том, как создавалась новая социали­ стическая культура Узбекистана, как шло становление узбекского театра, и рассказывает книга народной артистки СССР Халимы Насыровой «Солнце над Востоком» в литературной записи Ната­ лии Пентюховой1. Но это повествование не только об искусстве — эта книга, на­ писанная с любовью и гневом, горечью и радостью о том, как пробуждался узбек­ ский народ, как шла борьба за раскрепо­ щение человека от векового рабства, от страшной власти религии, от диких сло­ жившихся веками традиций. И пусть в художественном отношении книга не совсем совершенна — ее нельзя читать без волнения: простота, безыскус­ ственность и искренность повествования подкупают читателя. В предисловии Халима Насырова писа­ ла: «Мне хотелось рассказать молодежи о той большой культурной революции, которая происходила на моих глазах и в которой мне пришлось участвовать». На­ сырова рассказывает о том, как шло на­ ступление на старый быт, на старый Уз­ бекистан, страну мечетей, темных пове­ рий, религиозных предрассудков. Особен­ но напряженной была борьба за раскре­ пощение женщины, за признание ее рав­ ноправным человеком. И в этой борьбе женщины-узбечки проявили мужество и силу духа. Страшной была жизнь восточной жен­ щины. Рождение девочки встречалось жестокими словами: «Чем родить тебя, лучше родить камень, он пригодился бы при постройке стены». И до смерти она была жалким, забитым, бессловесным су­ ществом. В семье Халима была несчаст­ ным ребенком: девочка! Отец ее, страст­ но любивший музыку, песни, стихи, в то же время был глубоко религиозным че­ ловеком, а законы религии запрещали ему петь и читать. Это был человек, за­ 1 Халима Н а с ы р о в а . «Солнце над Восто- ком». М., «Молодая гвардия», 1962.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2