Сибирские огни, 1963, № 8
с человеком в своем роде исключитель ным. Посудите сами! Капитан проявляет такую чуткость воспитателя, что, преду предив столкновение с сейнером, не толь ко не устраивает разнос штурману, но де лает вид, что не заметил его ошибки. Все члены коллектива грузовоза ведут себя тактично и никто не дает отпора зазнай ке. Так что Алексей с самого начала по падает в некую идеальную воспитатель ную среду. Разумеется, жизнь наша так устроена, что под влиянием рабочего кол лектива с течением времени исправляют ся и не такие уроды, как Кондратов,— читатель видит в нем задатки хорошего человека. Но происходит этот процесс и тоньше и резче. Наши моряки, при всем необыкновенно развитом чувстве товари щества, не стажируются в ролях Пестал- лоци или Макаренко. Автор удаляет с пу ти героев реальные препятствия, с кото рыми они непременно столкнулись бы в жизни. Стремление сгладить острые уг лы, прикрасить, облегчить действитель ность ограничивает возможности худож ника. В очерковой книге Г. Гука «Ледоколы ведут караваны» знание условий моряц кого быта сказывается еще нагляднее. Автор рассказал нам об одной из послед них морских экспедиций по восточному участку Северного морского пути. Ледо колы, самолеты, вертолеты ведут карава ны судов сквозь льды, экспедицию об служивает совершенная синоптическая служба, новая техника. Караваном руко водят опытные морские специалисты раз ных родов службы, с которыми автор нас знакомит. Маленькая книжка читается с интере сом, потому что рассказ о событиях в пу ти и об экспедиционном быте окрашен юмором, потому что следить за движени ем такого каравана, которой заходит в северные порты, где его ждут с нетерпе нием зимовщики и северные жители —■ чукчи, всегда по-человечески интересен — сколько бы раз об этом ни читали раньше. С вниманием вчитываемся мы в те страницы, на которых писатель подымает различные неупорядоченные вопросы эк спедиционного плавания и быта. Напри мер, когда он ратует за подлинное внима ние к культурному обслуживанию моря ков, когда говорит о новой сменности морских вахт, в связи с введением семи часового дня, или решительно возражает против посылки женщин в дальние мор ские рейсы. После разговора на такие животрепе щущие темы приятно прочесть страничку о составителях лоций, которые были в душе поэтами, или услышать от автора, что море живо «укачает» (в переносном смысле) человека с мелкой душонкой, а призвание моряка, гордая и смелая его профессия, облагораживает настоящего человека. Мы ждем от Геннадия Гука новых книг, в которых он еще глубже исследо^ вал бы жизнь моряка и более полно рас крыл бы реальные конфликты современ ности. В л а д и м и р Пальчиков ИСКРЕННОСТЬ И ДОСТОВЕРНОСТЬ ГЛ ной раз, читая стихи, думаешь не- * * вольно, что молодой автор их бился, кажется, над тем, чтобы сделать их как можно нечленораздельнее. «Вселен ские» образы, сногсшибательные мета форы, «небывалые» рифмы — все это в таких случаях долженствует, по-видимо му, свидетельствовать о сверхсложных ( «эмоциях» и «ассоциациях», которые обу- ревают-де стихотворца. Но свидетельст- вует-то это сплошь и рядом совсем о дру гом — а именно о том, что человеку прос то нечем поделиться с читателем, нечего ему сказать. А вот у меня на ладони маленькая книжка. Может быть, не все в ней одина ково удачно, может быть, к отдельным строкам, строфам, а то и целым стихот ворениям редакторский карандаш был слишком милостив. Может быть. Но, про читав эту книжку, почему-то не торо пишься, как говорится, отложить ее в сторону. А ведь нет в ней ни убийствен ных рифм, ни сногсшибательных мета фор. В чем же дело? Главное впечатление от сборника стихов Ивана Ягана «Я бо юсь тишины...» можно было бы, вероят но, выразить двумя словами: искренность и достоверность1. За этой книжкой — пе режитое, передуманное, перечувствован-, ное. Здесь простые чувства и мысли мое го товарища, моего молодого современни ка, а не худосочные «эмоции» и «ассо циации» пресловутых «мальчиков». Книжка сделана несколько непривычно. Стержень ее составляет цикл стихов о военном детстве героя. Приходилось слы шать, что увлечение молодых поэтов сти хотворными воспоминаниями о детстве (а увлечение это было одно время чуть не повальным) вряд ли целиком оправдано. Может быть, это и так. Но для случая с циклом И. Ягана это ограничение явно не подходит. Дело в том, что И. Яган далек от легковесного умиления, когда говорит о детстве своего лирического героя. Не таково оно было, это детство, чтобы им умиляться. Да и речь-то, собственно, 1 Иван Я г а н . «Я боюсь тишины...» Стихи. Омск, Кн. изд. 1963.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2