Сибирские огни, 1963, № 8

товедов Сергея Ланского, Вари Вербы и Сергея Иванова, рутинеров-ученых «мо­ гучей кучки» и профессора Ветрова... Но все это выходит за рамки настоящих за­ меток, цель которых — привлечь внима­ ние к актуальной теме, поднятой в ро­ мане. Вл а ди ми р К а н т о р о ви ч ДВЕ КНИГИ ПИСАТЕАЯ-МАРИНИСТА П ередо мной две книжки приморско­ го писателя-мариниста Геннадия Гука: повесть «Бьется сердце корабля» и очерки «Ледоколы ведут караваны», книги, изданные во Владивостоке в 1961 и 1962 годах. На корабле Геннадий Гук — не слу­ чайный пассажир, не турист, не рядовой поклонник морских красот. Он •— моряк, инженер-механик, и хотя в последние го­ ды ходит на судах только как коррес­ пондент, но чувствует себя своим чело­ веком и в машинном зале, и в штурман­ ской рубке. Если кому и доступно услы­ шать, как бьется сердце корабля, то именно писателю-моряку. Задача писателя, однако, не в том только, чтобы прослушать пульс жизни моряков торгового флота, но и в том, чтобы суметь изобразить эту жизнь, впечатляюще, отбирая самые характер­ ные эпизоды и штрихи. В повести «Бьется сердце корабля» Г. Гук рассказывает о становлении мо­ лодого инженера-механика Мити Светло­ ва. На первых страницах повести мы знакомимся с неопытным юнцом, кото­ рый никак не может унять восторгов, когда устраивается в собственной каюте на судне и поглядывает на дощечку, украшающую его дверь: «4-й механик». В конце книги, после нескольких рейсов, мы расстаемся с молодым человеком, набравшимся жизненного и профессио­ нального опыта, к которому матросы и офицеры корабля обращаются уже по имени-отчеству. Но не все сразу дается Мите Светло­ ву в руки, не все поначалу просто. И в машине он долго — не хозяин, и свои взаимоотношения с людьми не научился строить на разумных началах. И паро­ ходная буфетчица, местная сирена, бе­ довая Томка, которую автор наделяет многими, по-человечески привлекатель­ ными чертами, увлекает юношу, несмот­ ря на то, что он, по всей видимости, крепко любит свою невесту — Катюшу. В повести много событий, так или иначе влияющих на судьбы героев. И ту­ шение пожара на судне, и едва не про­ изошедшее столкновение судов при «расхождении» на встречных курсах и «человек за бортом» и разные любовные конфликты в жизни Дмитрия и Алексея. Алексей Кондратов — тоже, фигура первого плана. Мы узнаем в начале по­ вести, что он — штрафник, за крупный промах, допущенный при вождении суд­ на. Он направлен на грузовоз «А. Пеш­ ков» с понижением в, должности. Автор рисует своего героя человеком эгоцент­ ричным, честолюбивым, постоянно ощу­ щающим свое (мнимое) превосходство над товарищами. В личной жизни у него те же неурядицы, что и по службе: ка­ залось бы, он любит жену и детей (стар­ ший сын усыновлен им), и все же, под­ дается своей властной матери-мещанке, ревнует жену к ее прошлому, готов бро­ сить семью. Читателя, однако, не прове­ дешь! Он сразу же чувствует, что Алек­ сей, умный и образованный человек, по­ томственный моряк имеет шанс выпра­ вить свою жизненную линию и для того и введен в повесть, чтобы показать: здо­ ровый коллектив способен исправить че­ ловека, закосневшего в индивидуализме и черствости. Действительно, в конце повести Алексей превращается в достой­ ного моряка, хорошего товарища, любя­ щего мужа и отца. Я симпатизирую героям повести и с интересом слежу, как за становлением характера Мити Светлова, так и за «ис­ правлением» Алексея. И все-таки не во всем и не всегда доверяю автору: черес­ чур быстро устраняет он все препятствия с пути героев, слишком легко разрешает все конфликты. Как в иных пьесах в чет­ вертом акте распутываются все сюжет­ ные узлы, снимаются все конфликты и идеальным героям не остается ничего другого, как, «взявшись за руки, шагать по широкой дороге навстречу солнцу», так и Г. Гук поспешил в короткий отре­ зок времени завершить перековку труд­ ного человека — Алексея и формирова­ ние молодого моряка Мити. Митя, например, мечется между дву­ мя девушками — невестой Катей и влюб­ ленной в него отчаянной буфетчицей Том­ кой. Но Томка самоустраняется, и даже скрывает от Мити свою беременность. А не пожертвуй автор Томкой, линия рома­ на Мити с Катей вряд ли была бы столь безоблачной и глубоко нравственному ге­ рою пришлось бы принимать трудные ре­ шения. Что касается второго штурмана Алек­ сея Кондрашова, то и на «А. Пешкове» он поначалу совершает ошибки, которые едва не приводят к столкновению с сей­ нером, противопоставляет себя коллекти­ ву и т. п. Перерождение штурмана проис­ ходит так быстро благодаря тому, что ав­ тор сталкивает его не с обыкновенным, хотя бы опытным и умным капитаном, а

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2