Сибирские огни, 1963, № 8
хозяйства, чувствительно бьет по прести жу районного руководства. Жизнь «левого берега» легла в основу первого романа Ирины Маевской1. Точ нее — жизнь одного маленького таеж ного колхоза. Читателю, знакомому с «Солью зем ли» Г, Маркова, «Садом» А. Коптелова, «Тропами Алтая» С. Залыгина — произ ведениями, поднимающими проблемы хо зяйского отношения к природным богат ствам Сибири, развития производитель ных сил этого края, может показаться менее значительным то, что взволновало писательницу, что страстно отстаивает она. Но дело, пожалуй, не в масштабе проблем, а в их жизненности. И обраще ние романиста к избранной теме вполне обосновано, подсказано жизнью. Вот почему уместнее, будет сослаться не на литературные аналогии, а на ре альные факты. Общеизвестно, что Эвенкийский нацио нальный округ — традиционный охотни чий край. Там нет промышленности — только промысел. Там на душу населе ния приходится чуть не сотня квадрат ных километров богатейших охотничьих угодий. Там, наконец, сложился, приме нительно к роду занятий местных жите лей, своеобразный быт. Охотников-про- мысловиков вполне устраивали разбро санные по тайге небольшие селения — фактории. Но вот в не так уж давние времена на «Большой земле» пересмат ривали административное деление сель ских районов, укрупняли их. Универ сальна ли была эта реформа? Нет, ко нечно. Но «установка» дошла и до Эвен кии. В результате укрупнили и охот ничьи станки, раз «везде так делают». Что же получилось? И без того редкие поселения в далеком таежном краю со всем поредели. Это немедленно сказалось на охотничьем промысле — он начал хи реть. И другой пример. Сравнительно недавно в «Комсомоль ской правде» выступили со своего рода отчетом энтузиасты Кедрограда, настой чиво создающие на Алтае комплексное хозяйство по промышленному использо ванию богатств кедровых лесов. Но, примерно, в то же самое время на Чуй- ском тракте можно было видеть внуши тельные колонны лесовозов, груженных неохватными стволами порубленных ве ковых кедров. И сейчас можно увидеть такие колонны. Невозмутимо, вопреки здравому смыслу, в ущерб государству истребляется сокровище Горного Алтая, гордость края, богатство края — могу чий, плодоносный кедр... Что это — недо мыслие? Нет, — «установка». Кому-то из местных руководителей пришла нелепей шая идея освоить в заповедных местах... 1 Два счастья. Роман. Изд. «Советский писа тель» , М., 1962. террасное земледелие! И вот безжалост но выпалываются великаны-деревья, вы водятся под корень таежные массивы, обнажаются горные склоны... Двух фактов вполне достаточно, что бы увидеть за мыслями, переживаниями, стремлениями героев романа Ирины Ма евской, активно выступающих против1 косности, шаблона, формализма, саму жизнь. Сопоставление с фактами дей ствительности оправдывает локальность этого произведения. Писательница, долж но быть, сознательно сузила масштаб, сосредоточила все свое внимание на ма лоприметной деревеньке Рябиновой Бал ке. Это позволило ей с большей убеди тельностью и доказательностью решить художественными средствами обществен ную задачу. Не менее важна параллельно идущая в романе тема науки и практики. Судьбы таежных сел и сибиряков-охотников за кономерно поставлены в зависимость от позиции столичных ученых-природове- дов, ответственных не столько за свое отношение к науке, сколько за воспита ние специалистов, призванных стать хо зяевами земли и ее богатств. События в колхозе «Ударный охот ник» в Пчелкинском районе оказывают ся тесно переплетенными с внешне не схожими делами московского института, а не всегда «праведные» действия моло дого председателя артели Андрея Не- промаха и его односельчан — с борьбой истинного знатока природы профессора Ветрова против дачно-оранжерейных ученых. В центре внимания автора и читателя,' независимо от сюжетных поворотов, не изменно остаются Рябиновая Балка и ее обитатели. Образы таежников — Непро- махов и их многочисленной родни, Ираи ды и Потапа Чарых, Герасима Быстро ва, расчетливого и хитрого хищника Ан тона Захарова — самая большая удача писательницы. По-настоящему зная Си бирь, И. Маевская точно и художествен но ярко передает ее природу и быт, свое образие и колорит местного языка. Это не малое достоинство — без стилизации, ненавязчиво, но убедительно сообщить произведению именно сибирское. То, что относительно легко могло быть достиг нуто в историческом повествовании, не измеримо труднее, когда дело имеешь с материалом современным, когда «мест ное» растворяется, нивелируется, обез личивается. И хотя порою в романе встречаются погрешности языка и стиля, они не столь приметны на общем выра зительном фоне, точно воссоздающем Си бирь и только Сибирь. Роман Ирины Маевской дает критику благодатный материал для анализа и со поставлений. Чрезвычайно интересно проследить «расстановку сил», сравнить противоборствующие характеры партий ных работников Чутких и Сияновой, охо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2